Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Редко бывало так, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращаясь к нам с проповедью не говорил: “Нет веры (имана) у того, кто не обладает надежностью, и нет религии у того, кто не соблюдает договор!”»
Этот хадис вывели Ахмад в "Муснад" (
12947,
13373)
حَدَّثَنَا
عَبْدُ الصَّمَدِ ،
وَحَسَنُ بْنُ مُوسَى ، قَالَا : حَدَّثَنَا
أَبُو هِلَالٍ ، عَنْ
قَتَادَةَ ، عَنْ
أَنَسٍ ، قَالَ : مَا خَطَبَنَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَّا قَالَ : " لَا إِيمَانَ لِمَنْ لَا أَمَانَةَ لَهُ ، وَلَا دِينَ لِمَنْ لَا عَهْدَ لَهُ
حَدَّثَنَا
عَفَّانُ ، حَدَّثَنَا
حَمَّادٌ ، حَدَّثَنَا
الْمُغِيرَةُ بْنُ زِيَادٍ الثَّقَفِيُّ ، سَمِعَ
أَنَسَ بْنَ مَالِكٍ ، يَقُولُ : إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، قَالَ : " لَا إِيمَانَ لِمَنْ لَا أَمَانَةَ لَهُ ، وَلَا دِينَ لِمَنْ لَا عَهْدَ لَهُ
Ибн Хиббан в "Сахих" (
196):
أَخْبَرَنَا
أَبُو يَعْلَى ، حَدَّثَنَا
الْحَسَنُ بْنُ الصَّبَّاحِ الْبَزَّارُ ، حَدَّثَنَا
مُؤَمَّلُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ ، عَنْ
حَمَّادِ بْنِ سَلَمَةَ ، عَنْ
ثَابِتٍ ، عَنْ
أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ ، قَالَ : خَطَبَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى الِلَّهِ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ فِي الْخُطْبَةِ : " لا إِيمَانَ لِمَنْ لا أَمَانَةَ لَهُ ، وَلا دِينَ لِمَنْ لا عَهْدَ لَهُ
Абу Бакр ибн аль-Хилляль в "ас-Сунна" (
1151), Табарани в "Аусат" (
2679), Байхакъи в "Сунан аль-кубра" (
11754), Абу Йа'ла в "Муснад" (
2834,
3391)
Суюти в "Джами ас-сагир" (9704) и аль-Албани в «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7179, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» (3004) назвали хадис достоверным Шуайб аль-Арнаут назвал хадис хорошим.
Со слов Ибн Умара передаётся, что Посланник Аллаха ( صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) сказал: «Нет веры у того, для которого нет аманата (кто его не соблюдает)...».
Вывел ат-Табарани в «ас-Сагир» (
162), в иснаде которого оставленный (матрук) Амр ибн Али и слабый в хадисе Хасан ибн Хусейн
حَدَّثَنَا
أَحْمَدُ بْنُ مُحَمَّدٍ الشَّعِيرِيُّ الشِّيرَازِيُّ أَبُو عَلِيٍّ الْمُعَدِّلُ ، حَدَّثَنَا
الْحُسَيْنُ بْنُ الْحَكَمِ الْحِيرِيُّ الْكُوفِيُّ ، حَدَّثَنَا
الْحَسَنُ بْنُ الْحُسَيْنِ الأَنْصَارِيُّ ، حَدَّثَنَا
مِنْدَلُ بْنُ عَلِيٍّ ، عَنْ
عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ ، عَنْ
نَافِعٍ ، عَنِ
ابْنِ عُمَرَ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " لا إِيمَانَ لِمَنْ لا أَمَانَةَ لَهُ ، وَلا صَلاةَ لِمَنْ لا طُهُورَ لَهُ ، وَلا دِينَ لِمَنْ لا صَلاةَ لَهُ ، إِنَّمَا مَوْضِعُ الصَّلاةِ مِنَ الدِّينِ كَمَوْضِعِ الرَّأْسِ مِنَ الْجَسَدِ
Албани назвал слабым в "Даиф ат-таргиб" (213)
Имам Ибн Аби Заманин, упомянув хадисы, в которых сообщается, что совершивший тот или иной грех не является верующим, сказал: «Эти порицаемые и запрещённые поступки в этих хадисах не указывают на отсутствие имана и впадение человека в куфр. Некоторые учёные сказали, что смысл этих хадисов в устрашении и предостережении от совершения грехов, упомянутых в этих хадисах. А другие учёные сказали, что смысл этих хадисов в том, что речь идёт об отрицании полного, совершенного имана. Ведь не будет иман человека, совершающего эти грехи совершенным, как иман того, кто не совершает этих грехов». См. «Усуль ас-Сунна» 61.
==========================================