Всевышний Аллах сказал:
أَمْ حَسِبْتُمْ أَنْ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُمْ مَثَلُ الَّذِينَ خَلَوْا مِنْ قَبْلِكُمْ مَسَّتْهُمُ الْبَأْسَاءُ وَالضَّرَّاءُ وَزُلْزِلُوا حَتَّى يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ مَتَى نَصْرُ اللَّهِ أَلا إِنَّ نَصْرَ اللَّهِ قَرِيبٌ
«Или вы полагали, что войдёте в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придёт помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).
Сказал Ибн Джаузи (508-597 г.х./1116-1201 г.м):
1311- من الجهل أن يخفى على الإنسان مراد التكليف، فإنه موضوع على عكس الأغراض، فينبغي للعاقل أن يأنس بانعكاس الأغراض، فإن دعا، وسأل بلوغ عرض، تعبد الله بالداء: فإن أعطي مراده، شكر، وإن يلم ينل مراده، فلا ينبغي أن يلح في الطلب1؛ لأن الدنيا ليست لبلوغ الأغراض، وليقل لنفسه: {وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ} [البقرة: 216
«Если человек не понимает истинную суть бремени возложенного на него, то это происходит лишь от его невежества. Оно всегда будет идти наперекор его желаниям и целям. Любому разумному человеку пора бы уже смириться с этим. Взывая к Аллаху и прося его о чем-либо, человек проявляет акт поклонения. Если он получит желаемое, то пусть поблагодарит Аллаха, а если ему не будет дано, то и не стоит настаивать. Этот мир создан не для того, чтобы сбывалось все задуманное человеком. Вместо упорства лучше пусть скажет самому себе: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас». (См. Коран, «Корова»/216)
1312- ومن أعظم الجهل، أن يمتعض في باطنه لانعكاس أغراضه، وربما اعترض في الباطن، أو ربما قال: حصول غرضي لا يضر، ودعائي لم يستجب2!! وهذا كله دليل على جهله، وقلة إيمانه وتسليمه للحكمة
Еще большим невежеством является затаенное в душе возмущение и негодование этим. Иногда возражения такого рода даже слетают с его уст, и он говорит: «В желаемом мною нет никакого вреда, а мольбы мои не находят ответа». Подобное указывает лишь на невежество человека, слабость его веры, и отсутствие смирения и покорности перед мудростью Всевышнего.
1313- ومن الذي حصل له غرض ثم لم يكدر؟! هذا آدم، طاب عيشه في الجنة، وأخرج منها، ونوح سأل في ابنه فلم يعط مراده، والخليل ابتلي بالنار، وإسحاق3 بالذبح، ويعقوب بفقد الولد، ويوسف بمجاهدة الهوى، وأيوب بالبلاء، وداود وسليمان بالفتنة، وجميع الأنبياء على هذا، وأما ما لقي نبينا محمد صلى الله عليه وسلم من الجوع والأذى وكدر العيش، فمعلوم
Разве есть хоть кто-нибудь в этом мире, чьи желания бы всегда осуществлялись, а печаль и расстройство никогда не постигали его?! Вот Адам, наслаждавшийся жизнью в Раю, но затем изгнанный оттуда. А вот Нух, просивший о спасении своего сына, но получивший отказ. Или возлюбленный Аллаха, Ибрахим, брошенный в огонь. Или Исма’иль, которого вот-вот не принесли в жертву. Я’куб, потерявший своего любимого сына. Йусуф, испытанный Аллахом темницей и соблазнами. Айуб со своей болезнью. Дауд и Сулейман, искушенные своим царством. Как и все остальные пророки, жизнь их была полна трудностей и испытаний. А что касается тяжелой доли нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то она известна, и не нуждается в подробностях.
1314- فالدنيا وضعت للبلاء. فينبغي للعاقل أن يوطن نفسه على الصبر، وأن يعلم أن ما حصل من المراد، فلطف، وما لم يحصل، فعلى أصل الخلق والجبلة4 للدنيا، كما قيل5:
طبعت على كدر وأنت تريدها ... صفوًا من الأقذاء والأكدَارِ
ومُكَلِّفُ الأيام ضد طباعِهَا ... متطلب في الماء جَذْوَةَ نَارِ
Жизнь эта создана для испытаний и обладающий разумом непременно будет готовить себя к терпению, принимая все, что сбылось из задуманного им, как милость, а несбывшееся относить на счет этой жизни, которая для того и была устроена. Как сказал поэт (Абу аль-Хасан, Али ибн Мухаммед ат-Тахами):
Жизнь по своей природе есть печаль, а ты желаешь жить безоблачно, счастливо!
Сражаться, обречен с ее природой каждый день, пытаясь из воды добыть хоть искорку огня!
1315- وها هنا تتبين قوة الإيمان وضعفه. فليستعمل المؤمن من أدوية هذا المرض التسليم لمالك، والتحكيم لحكمته، وليقل: قد قيل لسيد الكل صلى الله عليه وسلم: {لَيْسَ لَكَ مِنَ الْأَمْرِ شَيْءٌ} [ال عمران: 128] ، ثم ليسل نفسه بأن المنع ليس عن بخل، وإنما هو لمصلحة لا يعلمها، وليؤجر الصابر عن أغراضه، وليعلم الله الذين سلموا ورضوا، وأن زمن الابتلاء مقدار يسير، والأغراض مدخرة تلقى بعد قليل، وكأنه بالظلمة قد انجلت، وبفجر الأجر قد طلع. ومتى ارتقى فهمه إلى أن ما جرى مراد الحق سبحانه؛ اقتضى إيمانه أن يريد ما يريد، ويرضى بما يقدر، إذ لو لم يكن كذلك، كان خارجًا عن حقيقة العبودية في المعنى. وهذا أصل ينبغي أن يتأمل، ويعمل عليه في كل غرض انعكس
Вот где проявляется сила или слабость веры. Пусть каждый верующий, обнаруживший у себя эту болезнь, старается справиться с ней при помощи довольства и смирения перед мудростью Аллаха - Его Властителя! Пусть он скажет самому себе: «Ведь даже господину всех людей Аллах отказал, сказав: «Это тебя не касается». (См. Коран, «Семейство ‘Имрана»/128). Пусть заставит свою душу считать отказ Всевышнего в желаемом не скупостью, а благом, о котором ему пока еще не известно, а также испытанием, за перенесение которого положена награда. Так выявляются рабы Аллаха, довольные Его волей и покорившиеся ей. Период испытаний всегда очень короток, и желаемое человеком настигнет его вскоре. Это похоже на темную ночь, которая вот-вот закончится и забрезжит рассвет награды, подобно восходящему солнцу нового дня. Когда уровень проницательности человека возрастет до степени понимания всех событий как непреложной воли Аллаха, вера его будет побуждать его желать того же, что желает его Господь, и быть довольным Его предопределением. В противном случае, человек не будет иметь никакого отношению к самому понятию рабства и всецелой принадлежности к Аллаху. Это основа, о которой обязан подумать каждый верующий и поступать в соответствии с ней, всякий раз, когда он не смог достичь желаемого».
«Сайд аль-Хатыр» 1/
399-
400)
Сказал Ибн Аль-Каййим аль-Джаузия (691-751 х./1292-1350 м):
يا مخنث العزم أين أنت والطريق؟! طريق تعب فيه آدم, وناح لأجله نوح, ورُمي في النار الخليل, وأُضجع للذبح إسماعيل, وبيع يوسف بثمن بخس, ولبث في السجن بضع سنين, ونُشر بالمنشار زكريا, وذُبح السيد الحصور يحيى, وقاسى الضرَّ أيوب, وزاد على المقدار بكاءُ داود, وسار مع الوحش عيسى, وعالج الفقرَ وأنواعَ الأذى محمدٌ صلى الله عليه وسلم
О нерешительный, как далёк ты от пути! Пути, на котором трудился Адам, плакал Нух, был брошен в огонь Ибрахим, лёг под нож Исмаил, был продан в рабство и провёл годы в темнице Йусуф, был распилен Закарийа, был зарезан Йахъйа, переносил беды Аййуб, рыдал Дауд, переживал нужду и различные виды страданий Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. (Аль-фаваид, 57).
Также он привел:
سأل رجل الشافعي رحمه الله فقال: يا أبا عبد الله، أيُّما أفضل للرجل: أن يمكن أو أن يبتلى؟ فقال الشافعي: لا يمكَّن حتى يبتلى، فإن الله ابتلى نوحاً، وإبراهيم، وموسى، وعيسى، ومحمداً صلوات الله وسلامه عليهم، فلما صبروا مكنهم
Некий мужчина спросил аш-Шафи'и, да помилует его Аллах: «О Абу Абдуллах! Что лучше для человека: когда он укреплён (поддержан и ему дана власть), или же когда он испытан?». Имам ответил: «Человек не будет укреплён, пока не будет испытан, т.к. Всевышний Аллах испытал Нуха, Ибрахима, Мусу, Ису и Мухаммада (мир и благословение Аллаха над ними всеми), а когда они протерпели и выдержали - Он их укрепил».
См. "Фаваид" Ибн Къуйима аль-Джаузии (
1/208)