Ибн Усаймин говорил:
مسألة: أيهما أفضل العلم أم الجهاد في سبيل الله ؟
Вопрос: Что лучше: требование знаний или джихад на пути Аллаха?
والجواب: العلم من حيث هو علم أفضل من الجهاد في سبيل الله، لأن الناس كلهم محتاجون إلى العلم، وقد قال الإمام أحمد: العلم لا يعدله شيء لمن صحّت نيّته ، ولا يمكن أبداً أن يكون الجهاد فرض عين لقول الله تعالى: ( وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنْفِرُوا كَافَّةً) (التوبة:122)
فلو كان فرض عين لوجب على جميع المسلمين: (فَلَوْلا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ)[التوبة:122] أي وقعدت طائفة : (لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ) [التوبة:122] ولكن باختلاف الفاعل واختلاف الزمن، فقد نقول لشخص: الأفضل في حقّك الجهاد، والآخر الأفضل في حقك العلم، فإذا كان شجاعاً قوياً نشيطاً وليس بذاك الذكي فالأفضل له الجهاد؛ لأنه أليَق به، وإذا كان ذكيّاً حافظاً قوي الحجة فالأفضل له العلم وهذا باعتبار الفاعل. أما باعتبار الزمن فإننا إذا كنّا في زمن كثر فيه العلماء واحتاجت الثغور إلى مرابطين فالأفضل الجهاد، وإن كنّا في زمن تفشّى فيه الجهل وبدأت البدع تظهر في المجتمع وتنتشر فالعلم أفضل، وهناك ثلاثة أمور تحتّم على طلب العلم:
1.بدع بدأت تظهر شرورها.
2.الإفتاء بغير علم .
3.جدل كثير في مسائل بغير علم .
وإذا لم يكن مرجّحاً فالأفضل العلم
Ответ: Само по себе требование знаний - лучше (достойней, выше по награде), чем джихад на пути Аллахьа, потому что все люди нуждаются в знаниях. И сказал имам Ахмад: «(Требование) знаний - ничто не сравнится с этим, для того, (кто требует) его с правильным намерением ».
И никак не может быть джихад индивидуальной обязанностью (фардуль - 'айн) (для всех мусульман на земле), как сказал Всевышний:
( وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنْفِرُوا كَافَّةً) (التوبة:122)
«Верующим не следует выступать в поход всем вместе» (9:122)
Т.е. (не является) индивидуальной обязанностью всех мусульман (на земле).
И сказал Всевышний:
فَلَوۡلَا نَفَرَ مِن كُلِّ فِرۡقَةٍ۬ مِّنۡہُمۡ طَآٮِٕفَةٌ۬
"Почему бы не отправить из каждой группы по отряду" (9:122), т.е. (другой) отряд остался бы,
لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ
"чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться" (9:122)
Однако (ситуация) различается по отношению к (конкретным) люди и к (конкретному) времени. И мы говорим одному человеку: «Лучше для тебя совершать джихад», а другому - «лучше тебе требовать знания».
И если человек является отважным, (физически) сильным и энергичным, но он не такой умный, то для него предпочтительней джихад, поскольку это больше подходит ему.
Если же человек умный,с хорошей памятью и может приводить доводы, то для него лучше (требовать) знание.
Это то, что касается, (когда рассматривается вопрос) со стороны конкретных людей.
А что же касается (рассмотрения вопроса со стороны конкретного) времени,
-то если мы живем в то время, когда есть много ученых, но (мусульманские) границы нуждаются в стражах, то джихад (становится более) предпочтительным.
- Если же мы живем в такое время, когда распространилось невежество,появилось нововведение, увеличилось в обществе и распространилось - то (в этом случае) требование знаний лучше, чем джихад.
Перевод
Абу СамирыИсточник:
Комментарий к 40-ка хадисам имама Навави