Оставаться в обществе или уединяться?

Mar 17, 2015 16:21

Приводит имам Бухари:

باب أفضل الناس مؤمن مجاهد بنفسه وماله في سبيل الله وقوله تعالى يا أيها الذين آمنوا هل أدلكم على تجارة تنجيكم من عذاب أليم تؤمنون بالله ورسوله وتجاهدون في سبيل الله بأموالكم وأنفسكم ذلكم خير لكم إن كنتم تعلمون يغفر لكم ذنوبكم ويدخلكم جنات تجري من تحتها الأنهار ومساكن طيبة في جنات عدن ذلك الفوز العظيم
Раздел "Наилучший из людей - правоверный совершающий джихад собой и своим имуществом на пути Аллаха". И (чему соответствует) высказывание Всевышнего: "10.  О те, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю, которая спасет вас от мучительных страданий? 11.  Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. 12.  Он простит вам ваши грехи, введет вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это - великое преуспеяние".

2634 حدثنا أبو اليمان أخبرنا شعيب عن الزهري قال حدثني عطاء بن يزيد الليثي أن أبا سعيد الخدري رضي الله عنه حدثه قال قيل يا رسول الله أي الناس أفضل فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم مؤمن يجاهد في سبيل الله بنفسه وماله قالوا ثم من قال مؤمن في شعب من الشعاب يتقي الله ويدع الناس من شره
...От Абу Саида аль-Худри, сказавшего: "Спросили: О посланник Аллаха, кто лучший из людей? Ответил посланник Аллаха (ﷺ): "Кто из людей лучше?» Он ответил: "Тот правоверный, совершающий джихад собой и своим имуществом на пути Аллаха". Спросили: "А затем?" Ответил: "Правоверный, который уединился, поклоняясь Аллаху и обезопасил людей от своего зла."

"Сахих" аль-Бухари, хадис № 2634
Сказал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м):

قوله : ( وقوله يا أيها الذين آمنوا هل أدلكم على تجارة أي تفسير هاتين الآيتين ، وقد روى ابن أبي حاتم من طريق سعيد بن جبير " أن هذه الآية لما نزلت قال المسلمون : لو علمنا هذه التجارة لأعطينا فيها الأموال والأهلين ، فنزلت : تؤمنون بالله ورسوله وتجاهدون الآية " هكذا ذكره مرسلا ، وروى هو والطبري من طريق قتادة قال " لولا أن الله بينها ودل عليها لتلهف عليها رجال أن يكونوا يعلمونها حتى يطلبونها "
Его (Аллаха) слова: "...О те, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю". В тафсире тех двух аятов Ибн Аби Хатим передал риваят по пути Саида ибн Джубайра, что когда был ниспослан этот аят, мусульмане сказали: "Ох, если бы мы знали, что это за торговля, то мы бы отдали свои деньги и родню". После этого было ниспослано: "Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. 12.  Он простит вам ваши грехи, введет вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это - великое преуспеяние". И это предание пришло как мурсаль. Он (Ибн Аби Хатим) и Табари передали по пути Катады, сказавшего: "Если бы Аллах не разъяснил и не указал на неё (торговлю, о которой сказано в аяте), то люди бы жаждали узнать о ней, дабы участвовать в ней".

قوله : ( قيل يا رسول الله ) لم أقف على اسمه ، وقد تقدم أن أبا ذر سأله عن نحو ذلك .
Его слова:  "Спросили: О посланник Аллаха..." - я (Ибн Хаджар) не смог установить его имени. И ранее упоминалось, что Абу Зарр спрашивал о подобном.

قوله : ( أي الناس أفضل ) في رواية مالك من طريق عطاء بن يسار مرسلا ، ووصله الترمذي والنسائي وابن حبان من طريق إسماعيل بن عبد الرحمن عن عطاء بن يسار عن ابن عباس " خير الناس منزلا " وفي رواية للحاكم " أي الناس أكمل إيمانا " وكأن المراد بالمؤمن من قام بما تعين عليه القيام به ثم حصل هذه الفضيلة ، وليس المراد من اقتصر على الجهاد وأهمل الواجبات العينية ، وحينئذ فيظهر فضل المجاهد لما فيه من بذل نفسه وماله لله تعالى ، ولما فيه من النفع المتعدي ، وإنما كان المؤمن المعتزل يتلوه في الفضيلة لأن الذي يخالط الناس لا يسلم من ارتكاب الآثام فقد لا يفي هذا بهذا ، وهو مقيد بوقوع الفتن
Его слова: "кто лучший из людей?". В риваяте Малика по пути Атаа ибн Ясара - мурсаль, и Тирмизи поднял его, а также Насаи и Ибн Хиббан - по пути Исмаиля ибн Абд ур Размана от Атаа ибн Ясара, от Ибн Аббаса: "(Кто) лучший из людей рангом?" И в риваяте Хакима: "Кто из людей (обладает) более совершенной верой?" Имеется в виду правоверный, совершивший то, что он должен был сделать, чем он и достиг это превосходство, но не имеется в виду тот, кто ограничился совершением джихада, оставляя другие обязательства.
Тогда проясняется преимущество усердствующего на пути Аллаха, так как он отдает себя и свое имущество ради Аллаха, и потому что в этом есть больше пользы. И после него в преимуществе идёт уединившийся правоверный. Потому что тот, кто общается с людьми, не застрахован от совершения грехов, и поэтому одно не покрывается другим, тогда как он (первый) обречен (подвергаться опасности) попасть в искушение"

قوله : ( مؤمن في شعب ) في رواية مسلم من طريق معمر عن الزهري " رجل معتزل "
Его слова: "Правоверный, который уединился". В риваяте Муслима по пути Муаммар от аз-Зухри: "Уединившийся человек".

قوله : ( يتقي الله ) في رواية مسلم من طريق الزبيدي عن الزهري " يعبد الله " وفي حديث ابن عباس " معتزل في شعب يقيم الصلاة ويؤتي الزكاة ويعتزل شرور الناس " وللترمذي وحسنه والحاكم وصححه من طريق ابن أبي ذئاب عن أبي هريرة أن رجلا مر بشعب فيه عين عذبة ، فأعجبه فقال : لو اعتزلت ، ثم استأذن النبي صلى الله عليه وسلم فقال : لا تفعل ، فإن مقام أحدكم في سبيل الله أفضل من صلاته في بيته سبعين عاما وفي الحديث فضل الانفراد لما فيه من السلامة من الغيبة واللغو ونحو ذلك ، وأما اعتزال الناس أصلا فقال الجمهور : محل ذلك عند وقوع الفتن كما سيأتي بسطه في كتاب الفتن ، ويؤيد ذلك رواية بعجة بن عبد الله عن أبي هريرة مرفوعا يأتي على الناس زمان يكون خير الناس فيه منزلة من أخذ بعنان فرسه في سبيل الله يطلب الموت في مظانه ، ورجل في شعب من هذه الشعاب يقيم الصلاة ويؤتي الزكاة ويدع الناس إلا من خير أخرجه مسلم وابن حبان من طريق أسامة بن زيد الليثي عن بعجة ، وهو بموحدة وجيم مفتوحتين بينهما مهملة ساكنة ،
Его слова: "совершающий богобоязненность". В риваяте Муслима по пути аз-Зубайди от аз-Зухри: "Поклоняется Аллаху", а в хадисе Ибн Аббаса: "Уединившийся в долине, совершающий намаз, отдающий закят и отдалившийся от зал людей". А Тирмизи (передал придание), назвав его хорошим/хасан и  Хаким, назвавшим его достоверным, по пути Ибн Аби Зиаба от Абу Хурайры: "Человек прошёл через долину/(или горы), в которой был сладкий источник, и это ему понравилось. И он подумал: "Ох, если бы я мог здесь уединится". После этого он попросил разрешения у пророка, ﷺ. Ответил ему (пророк): "Не делай этого. Так как пребывание любого из вас на пути Аллаха лучше, чем его молитва в своём доме на протяжении семидесяти лет". И (этом) в хадисе (содержится указание) на достоинство уединения, так как оно застраховывает от хулы и сплетен и т.п. (А относительно) уединению от людей большинство (учёных) сказали: "Это имеет место во время фитны, что будет далее разъяснено в книге о фитне. И это подтверждается риваятом Бу'джи бин Абдаллы от Абу Хурайры, поднятым (иснадом): "Наступят времена, когда лучшим из людей рангом будет тот, кто возьмёт узду своего коня и выйдет на пути Аллаха, ища смерть там, где она ожидается. (А затем лучшим будет) человек, находящийся в одной из этих долин, совершающий молитву, отдающий закят и обезопасивший людей от всего, кроме добра". Передал его Муслим и Ибн Хиббан по пути Усамы б. Зайда аль-Ляйси от Бу'джи...

قال ابن عبد البر : إنما أوردت هذه الأحاديث بذكر الشعب والجبل لأن ذلك في الأغلب يكون خاليا من الناس ، فكل موضع يبعد على الناس فهو داخل في هذا المعنى
Сказал Ибн Абд-уль-Барр: "Я приводил эти хадисы в упоминании долин и гор, так как в таких (местах) отсутствуют люди. Потому что любое место, отдалённое от людей, входит в это значение.

"Фатх аль-Бари" (2634)

Фитна, Джихад

Previous post Next post
Up