Джахад и долги

Feb 10, 2015 20:18

Сказал Ибн Кудама аль-Макъдиси:

( 7435 ) فصل ومن عليه دين حال أو مؤجل ، لم يجز له الخروج إلى الغزو إلا بإذن غريمه ، إلا أن يترك وفاء ، أو يقيم به كفيلا ، أو يوثقه برهن . وبهذا قال الشافعي ، ورخص مالك في الغزو لمن لا يقدر على قضاء دينه ; لأنه لا تتوجه المطالبة به ولا حبسه من أجله ، فلم يمنع من الغزو ، كما لو لم يكن عليه دين
«Тому, у кого имеется долг, который нуждается в немедленной или отсроченной оплате, нельзя выходить в поход без разрешения своего кредитора. Ему разрешается выйти на сражение тогда, когда он оставляет имущество, из которого можно будет выплатить его долг, или же тогда, когда оставит поручителя, который заплатит за него, или тогда, когда оставит в залог что-либо. Такое мнения высказал аш-Шафи’и. А Малик разрешил выходить в поход, если человек не был в состоянии выплатить свой долг; это не сдерживает его принять участие в сражении подобно тому, как если бы у него не было долга вовсе.

ولنا أن الجهاد تقصد منه الشهادة التي تفوت بها النفس فيفوت الحق ، بفواتها ، وقد جاء { أن رجلا جاء إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال : يا رسول الله ، إن قتلت في سبيل الله صابرا محتسبا ، تكفر عني خطاياي ؟ قال : نعم ، إلا الدين ، فإن جبريل قال لي ذلك } رواه مسلم
Но у нас, (т.е. в мазхабе имама Ахмада ибн Ханбаля) целью джихада является шахада, в которой человек отдает свою душу и теряется долг кому он должен. Пришло в хадисе, что как-то раз мужчина подошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О, посланник Аллаха,  если я буду убит на пути Аллаха проявляя терпение в надежде, (на награду от Аллаха) будут ли прощены мне мои грехи? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Да, кроме твоего долга. Поистине, Джибриль сказал мне это. (Муслим)

وأما إذا تعين عليه الجهاد ، فلا إذن لغريمه ; لأنه تعلق بعينه ، فكان مقدما على ما في ذمته ، كسائر فروض الأعيان ، ولكن يستحب له أن لا يتعرض لمظان القتل ; من المبارزة ، والوقوف في أول [ ص: 172 ] المقاتلة ، لأن فيه تغريرا بتفويت الحق . وإن ترك وفاء ، أو أقام كفيلا ، فله الغزو بغير إذن
Но если джихад становится индивидуальной обязанностью, то нет необходимости спрашивать разрешение у кредитора. Потому что это обязанность касается только его самого, и он должен выполнить это подобно другим индивидуальным обязанностям. Ему желательно не выходить в дуэль и не стоять в первых рядах, чтобы не подвергать себя смерти.

نص عليه أحمد في من ترك وفاء ، لأن عبد الله بن حرام أبا جابر بن عبد الله خرج إلى أحد ، وعليه دين كثير ، فاستشهد ، وقضاه عنه ابنه بعلم النبي ، ولم يذمه النبي صلى الله عليه وسلم على ذلك ، ولم ينكر فعله ، بل مدحه ، وقال { ما زالت الملائكة تظله بأجنحتها ، حتى رفعتموه . وقال لابنه جابر أشعرت أن الله أحيا أباك ، وكلمه كفاحا
Имам Ахмад сказал: Если он оставит имущество, из которого выплатят его долг или поручителя, который заплатит за него, ему разрешено выйти в поход без разрешения кредитора. На это указывает история Абдуллаха ибн Харама, который вышел на битву при Ухуде будучи в долгах. После того как он стал шахидом, его сын Джабир заплатил долги своего отца. Об этом знал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и он не порицал его за это. Напротив, он похвалил его сказав: Ангелы не перестают прикрывать его своими крыльями. Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал Джабиру: Аллах оживил твоего отца и говорил с ним, и не было между ними преграды.

"ал-Мугъни", вопрос № 7435

____________________________________

Долги неверным

Рассказал нам Ибн Хамид, что Я’къуб Аль-Къуми передал от Джа’фара, от Саида ибн Джубайра: Когда снизошёл аят «Среди людей Писания есть такой, который вернет тебе целый кантар, если ты доверишь его ему, но есть средь них и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его тебе, пока ты не встанешь у него над душой. Они поступают таким образом, потому что говорят: «На нас не будет греха из-за этих невежд» (3: 75), Посланник Аллаха ﷺ сказал: Солгали враги Аллаха! Всё, что было в джахилиййи находится под моими ногами, кроме аманата, который должен исполняться как по отношению к благочестивому, так и к грешнику".

(Тафсир ат-Табари, "Джами' аль-баян" № 6665)

حَدَّثَنَا ابْنُ حُمَيْدٍ ، قَالَ : ثنا يَعْقُوبُ الْقُمِّيُّ ، عَنْ جَعْفَرٍ ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ ، لَمَّا نَزَلَتْ : وَمِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِقِنْطَارٍ يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ وَمِنْهُمْ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِدِينَارٍ لا يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ إِلا مَا دُمْتَ عَلَيْهِ قَائِمًا ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا لَيْسَ عَلَيْنَا فِي الأُمِّيِّينَ سَبِيلٌ سورة آل عمران آية 75 ، قَالَ : قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " كَذَبَ أَعْدَاءُ اللَّهِ ، مَا مِنْ شَيْءٍ كَانَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ إِلا وَهُوَ تَحْتَ قَدَمَيَّ ، إِلا الأَمَانَةُ ، فَإِنَّهَا مُؤَدَّاةٌ إِلَى الْبَرِّ وَالْفَاجِرِ

Сказал шейх Ас-Са’ди в своем тафсире:

{ من أوفى بعهده واتقى } والعهد يشمل العهد الذي بين العبد وبين ربه، وهو جميع ما أوجبه الله على العبد من حقه، ويشمل العهد الذي بينه وبين العباد، والتقوى تكون في هذا الموضع، ترجع إلى اتقاء المعاصي التي بين العبد وبين ربه، وبينه وبين الخلق، فمن كان كذلك فإنه من المتقين الذين يحبهم الله تعالى، سواء كانوا من الأميين أو غيرهم، فمن قال ليس علينا في الأميين سبيل، فلم يوف بعهده ولم يتق الله، فلم يكن ممن يحبه الله، بل ممن يبغضه الله

«Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха»… обязательство (договор) включает в себя договор между человеком и его Господом, а именно все то, что вменил в обязанность Аллах Своим рабам из Своих прав; и также включает договор между человеком и  другими людьми. Богобоязненность (такъва) в этом месте означает  избегание грехов как в отношении человека к его Господу, так и в отношении других людей. Кто поступает так, тот является одним из богобоязненных, которых любит Всевышний Аллах, неважно является ли он невежественным простолюдином или кем-то ещё. А тот кто говорит, «На нас не будет греха из-за этих невежд..», и не придерживается договоров, и не боится Аллаха, то он не относится к числу тех, которых любит Аллах, а наоборот он в числе тех, на кого гневается Аллах». (Тафсир Ас-Са’ди, стр. 135).

_____________________________________

Долги, Ибн Кудама, Джихад

Previous post Next post
Up