Джахмиты и "истива"

Dec 27, 2014 16:01

Имам аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) передал слова имама Абдуррахмана ибн Махди (135-198 х) о джахмитах:

أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ , وَأَبُو سَعِيدِ بْنُ أَبِي عَمْرٍو , قَالَا: ثنا أَبُو الْعَبَّاسِ مُحَمَّدُ بْنُ يَعْقُوبَ , ثنا مُحَمَّدُ بْنُ عَلِيٍّ الْوَرَّاقُ , ثنا عَمْرُو بْنُ الْعَبَّاسِ , قَالَ: سَمِعْتُ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ مَهْدِيٍّ , يَقُولُ: وَذَكَرَ الْجَهْمِيَّةَ , فَقَالَ: أَرَى أَنْ يُعْرَضُوا عَلَى السَّيْفِ قَالَ: وَسَمِعْتُ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ مَهْدِيٍّ , وَقِيلَ لَهُ: إِنَّ الْجَهْمِيَّةَ يَقُولُونَ: إِنَّ الْقُرْآنَ مَخْلُوقٌ , فَقَالَ: إِنَّ الْجَهْمِيَّةَ لَمْ يُرِيدُوا ذَا , وَإِنَّمَا أَرَادُوا أَنْ يَنْفُوا أَنْ يَكُونَ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى , وَأَرَادُوا أَنْ يَنْفُوا أَنْ يَكُونَ اللَّهُ تَعَالَى كَلَّمَ مُوسَى , وَقَالَ اللَّهُ تَعَالَى: {وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا} [النساء: 164] وَأَرَادُوا أَنْ يَنْفُوا أَنْ يَكُونَ الْقُرْآنُ كَلَامَ اللَّهِ تَعَالَى , أَرَى أَنْ يُسْتَتَابُوا فَإِنْ تَابُوا وَإِلَّا ضُرِبَتْ أَعْنَاقُهُمْ

«Нам рассказал Абу Абдуллах аль-Хафиз и Абу Саид ибн Абу Амр, они оба сказали: нам рассказал Абуль-Аббас Мухаммад ибн Йа’куб и он сказал: нам рассказал Мухаммад ибн Али аль-Варрак и он сказал: нам рассказал Амр ибн Аббас и он сказал: я слышал, как Абдуррахман ибн Махди говорил и упомянул джахмитов и затем сказал: «Мое мнение (о них) чтобы их подвергли мечу». Он сказал: я слышал Абдуррахмана ибн Махди когда сказали ему: «Поистине джахмиты говорят, что Коран сотворен», и он ответил: «Воистину джахмиты не желали этого (т.е. не это имели виду), поистине они хотят отвергнуть тот факт, что «Милостивый над Аршем истава», также то, что Всевышний говорил с Мусой (мир ему), тогда как Аллах Всевышний сказал «Аллах вел беседу с Мусой» (4:164), также хотят отвергнуть то, что Коран это речь Аллаха. Их просят каяться, если покаются (то оставляют) если нет, то им отрубают головы».

[Абу Бакр аль-Байхаки, «аль-Асмау ва Сифат», 1/608]

وَقَالَ سَعِيدُ بْنُ عَامِرٍ : " الْجَهْمِيَّةُ أَشَرُّ قَوْلا مِنَ الْيَهُودِ وَالنَّصَارَى ، قَدِ اجْتَمَعَتِ الْيَهُودُ وَالنَّصَارَى ، وَأَهْلُ الأَدْيَانِ أَنَّ اللَّهَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى عَلَى الْعَرْشِ ، وَقَالُوا هُمْ : لَيْسَ عَلَى الْعَرْشِ شَيْءٌ

Са’ид ибн ‘Амир (род. 140 г.) сказал: «Джахмиты хуже в своих словах, чем иудеи и христиане. Иудеи, христиане и люди дина единогласны в том, что Аллах, табарака ва Таала - над Троном, а эти говорят, что нет над Троном никого».

(См. «Хальк ‘афаль аль-‘Ибад» имама Бухари)

149- قال يحيى بن المغيرة، سمعت جرير بن عبد الحميد يقول: كلام الجهمية أوله عسل وآخره سم، وإنما يحاولون أن يقولوا: ليس في السماء إله.
تقدم مثل هذا عن حماد بن زيد.

Яхья ибн Мугира говорил, что он слышал, как Джарир ибн ‘Абдуль-Хамид (ад-Дабби; ум. 188 г.) сказал: «Начало речи джахмитов - мёд, а его конец - яд, воистину они пытаются сказать, что нет божества над небесами».
И подобное передано от Хаммада ибн Зайда

(см. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 151)

112- عن حماد بن زيد قال: سمعت أيوب السختياني -وذكر المعتزلة- وقال: "إنما مدار القوم على أن يقولوا: ليس في السماء شيء".
هذا بإسناد كالشمس وضوحاً، وكالأسطوانة ثبوتاً عن سيد أهل البصرة
От Хаммада ибн Зайда (передается,) что он сказал: Я слышал, как Айюб ас-Сихтаяни говорил о му’тазилитах: «Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами».

(Сказал аз-Захаби): «И его иснад подобен солнцу в своей ясности, и столбу в утверждённости от господина Басры (Хаммада ибн Зайда)».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», 132)

______________________________

223- نقل ابن أبي حاتم في تأليفه عن يحيى بن زكريا بن عيسى عن أبي شعيب صالح الهروي عن أبي معمر إسماعيل بن إبراهيم أنه قال: آخر كلام الجهمية: أنه ليس في السماء إله

Передает Ибн Аби Хатим в одной своих книг, от Яхъя ибн Закарии ибн Исы, от Абу Шу’айба Салиха аль-Харауи, что Абу Ма’мар Исмаиля ибн Ибрахима (аль-Хазили) сказал: «Конечная цель речи джахмитов - это сказать, что нет божества над небесами».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 188)

_______________________________

188- قال محمد بن حماد: سمعت وهب بن جرير يقول: إياكم ورأي جهم، فإنهم يحاولون أنه ليس شيء في السماء، وما هو إلا من وحي إبليس، ما هو إلا الكفر

Мухаммад ибн Хаммад говорил, что он слышал как Вахб ибн Джарир (у. 206 г.) сказал: «Остерегайся убеждений Джахма, ведь они пытаются сказать, что нет ничего над небесами, и это ничто иное, кроме наущения Иблиса и ничего, кроме куфра».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 170)

_______________________________

156- قال عباد بن العوام: كلمت بشراً المريسي وأصحابه فرأيت آخر كلامهم ينتهي أن يقولوا: ليس في السماء شيء، أرى أن لا يناكحوا ولا يوارثوا

Сказал ‘Аббад ибн Аввам (ум. 185): «Я разговаривал с Бишром аль-Мариси и его соратниками, и увидел что последняя часть их разговора заканчивается на слове, что нет ничего над небесами, и считаю что на них и не распространяется (положения) никяха и наследования».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 154)

_______________________________

206- روينا عن عاصم بن علي عاصم الواسطي قال: ناظرت جهماً فتبين من كلامه أنه لا يؤمن أن في السماء رباً

‘Асым ибн Али Асым аль-Васыти (ум. 221 г.) сказал: «Я дискутировал с Джахмом, и стало ясным из его разговора, что он не верит, что Господь есть над небесами».

Говорит аз-Захаби после того, как привел эти слова:

قلت: كان عاصم حافظاً من أوعية العلم صادقا، حمل على شعبة وابن أبي ذئب وخلق... وقال يحيى بن معين: عاصم بن علي سيد المسلمين

Я скажу: ‘Асым был Хафизом, вместилищем знания, правдивым. Он взял знания от Шу’бы, Ибн Аби Зи’ба и других... И Яхъя ибн Ма’ин сказал: “Асым ибн Али был господином мусульман”».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 179)
_______________________

Сыфаты, Джахмиты

Previous post Next post
Up