В умалчивании - милость Аллаха

Jul 10, 2014 07:21



От Ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: “Люди во времена невежества употребляли некоторые продукты, а от некоторых отказывались, считая их нечистыми, и Аллах отправил Своего пророка и ниспослал Свое Писание, дозволил дозволенное и запретил запретное. Посему запретным является то, что Он запретил, а дозволенным то, что Он дозволил, а то, о чем Он умолчал, является снисходительностью” Затем Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) прочитал аят (смысловой перевод): «Скажи: “Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха”. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (Сура 6, аят 145)

Вывел Абу Дауд в «Сунан» (3800; в другой редакции - 3308):

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ دَاوُدَ بْنِ صَبِيحٍ ، حَدَّثَنَا الْفَضْلُ بْنُ دُكَيْنٍ ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدٌ يَعْنِي ابْنَ شَرِيكٍ الْمَكِّيَّ ، عَنْ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ ، عَنْ أَبِي الشَّعْثَاءِ ، عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ ، قَالَ : " كَانَ أَهْلُ الْجَاهِلِيَّةِ يَأْكُلُونَ أَشْيَاءَ وَيَتْرُكُونَ أَشْيَاءَ تَقَذُّرًا ، فَبَعَثَ اللَّهُ تَعَالَى نَبِيَّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، وَأَنْزَلَ كِتَابَهُ ، وَأَحَلَّ حَلَالَهُ ، وَحَرَّمَ حَرَامَهُ ، فَمَا أَحَلَّ فَهُوَ حَلَالٌ ، وَمَا حَرَّمَ فَهُوَ حَرَامٌ ، وَمَا سَكَتَ عَنْهُ فَهُوَ عَفْوٌ ، وَتَلَا : قُلْ لا أَجِدُ فِي مَا أُوحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا سورة الأنعام آية 145 إِلَى آخِرِ الْآيَةِ

Также вывел Хаким в «Мустадрак» (7165), сказавший, что хадис имеет достоверный иснадАлбани подтвердил его достоверность

В иснаде - надёжный шиит Абу Ну'айм (Фадль ибн 'Амр)

================================================

Также со слов Абу ад-Дарды передаётся, что Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: "То, что Аллах разрешил в Своей Книге, то разрешено, а то, что запретил - запретно, а то, о чем Он умолчал, является снисходительностью... Воистину, Аллах не забывчив”. Затем прочитал аят: "Господь твой не забывчив" (19: 64)

Вывели Хаким в "Мустадрак" (3346), сказав, то хадис имеет достоверный иснад:

أَخْبَرَنَا أَبُو جَعْفَرٍ مُحَمَّدُ بْنُ عَلِيٍّ الشَّيْبَانِيُّ ، ثنا أَحْمَدُ بْنُ حَازِمٍ الْغِفَارِيُّ ، ثنا أَبُو نُعَيْمٍ ، ثنا عَاصِمُ بْنُ رَجَاءِ بْنِ حَيْوَةَ ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، رَفَعَ الْحَدِيثَ ، قَالَ : " مَا أَحَلَّ اللَّهُ فِي كِتَابِهِ فَهُوَ حَلالٌ ، وَمَا حَرَّمَ فَهُوَ حَرَامٌ ، وَمَا سَكَتَ عَنْهُ فَهُوَ عَافِيَةٌ ، فَاقْبَلُوا مِنَ اللَّهِ الْعَافِيَةَ ، فَإِنَّ اللَّهَ لَمْ يَكُنْ نَسِيًّا ، ثُمَّ تَلا هَذِهِ الآيَةَ : وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا سورة مريم آية 64 " هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحُ الإِسْنَادِ وَلَمْ يُخْرِجَاهُ

Также вывел аль-Баззар в "Бахр" (9), сказав, что его иснад - пригодный:

حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ ، قَالَ : نا سُلَيْمَانُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ الدِّمَشْقِيُّ ، قَالَ : نا إِسْمَاعِيلُ بْنُ عَيَّاشٍ ، عَنْ عَاصِمِ بْنِ رَجَاءِ بْنِ حَيْوَةَ ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " مَا أَحَلَّ اللَّهُ فِي كِتَابِهِ فَهُوَ حَلالٌ ، وَمَا حَرَّمَ فَهُوَ حَرَامٌ ، وَمَا سَكَتَ عَنْهُ فَهُوَ عَفْوٌ ، فَاقْبَلُوا مِنَ اللَّهِ عَافِيَتَهُ ؛ فَإِنَّ اللَّهَ لَمْ يَكُنْ لِيَنْسَى شَيْئًا ، ثُمَّ تَلا هَذِهِ الآيَةَ : وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا سورة مريم آية 64 . وَهَذَا الْحَدِيثُ لا نَعْلَمُهُ يُرْوَى عَنْ رَسُولِ اللَّهِ ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، مِنْ وَجْهٍ مِنَ الْوُجُوهِ بِهَذَا اللَّفْظِ إِلا مِنْ هَذَا الْوَجْهِ ، بِهَذَا الإِسْنَادِ ، وَعَاصِمُ بْنُ رَجَاءِ بْنِ حَيْوَةَ حَدَّثَ عَنْهُ جَمَاعَةٌ ، وَأَبُو رَجَاءٍ قَدْ رَوَى عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ غَيْرَ حَدِيثٍ ، وَإِسْنَادُهُ صَالِحٌ ؛ لأَنَّ إِسْمَاعِيلَ بْنَ عَيَّاشٍ قَدْ حَدَّثَ عَنْهُ النَّاسُ وَاحْتَمَلُوا حَدِيثَهُ

Также вывел Даракъутни в "Сунан" (1821):

حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ بْنُ مُحَمَّدٍ الصَّفَّارُ , ثنا الْعَبَّاسُ بْنُ مُحَمَّدٍ , ثنا أَبُو نُعَيْمٍ الْفُضَيْلُ بْنُ دُكَيْنٍ ، ثنا عَاصِمُ بْنُ رَجَاءِ بْنِ حَيْوَةَ , عَنْ أَبِيهِ , عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ , قَالَ : قَالَ أَبُو الدَّرْدَاءِ يَرْفَعُ الْحَدِيثَ , قَالَ : " مَا أَحَلَّ اللَّهُ فِي كِتَابِهِ فَهُوَ حَلالٌ , وَمَا حَرَّمَ فَهُوَ حَرَامٌ , وَمَا سَكَتَ عَنْهُ فَهُوَ عَافِيَةٌ , فَاقْبَلُوا مِنَ اللَّهِ عَافِيَتَهُ , فَإِنَّ اللَّهَ لَمْ يَكُنْ نَسِيًّا , ثُمَّ تَلا هَذِهِ الآيَةَ : وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا سورة مريم آية 64

В иснаде - надёжный шиит Абу Ну'айм (Фадль ибн 'Амр) и 'Асим ибн Раджаи ибн Хайват, о котором Абу Зур'а ар-Рази сказал, что в нём нет проблем, Даракъутни назвал слабым, а Ибн Хаджар назвал правдивым, ошибающимся
Албани в "Та'ликъат ар-радыя" (3/24) назвал достоверным
Сказал Хайсами в "Маджму заваид" (11160): передал аль-Баззар (в "Кашф аль-астар" № 2687) и его передатчики - достойны доверия

=================================================

Сообщается, что Абу Са‘ляба аль-Хушани, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей определённые) обязанности, так не пренебрегайте же ими, и установил (определённые)  границы, так не преступайте же их, и запретил (определённые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!»

Вывели Даракъутни в «Сунан» (3861):

نَا الْقَاسِمُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ الْمَحَامِلِيُّ , نَا يَعْقُوبُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ , وَمُحَمَّدُ بْنُ حَسَّانَ الأَزْرَقُ , قَالا : ثنا إِسْحَاقُ الأَزْرَقُ , نَا دَاوُدُ بْنُ أَبِي هِنْدَ , عَنْ مَكْحُولٍ , عَنْ أَبِي ثَعْلَبَةَ الْخُشَنِيِّ , قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ فَرَضَ فَرَائِضَ ، فَلا تُضَيِّعُوهَا , وَحَرَّمَ حُرُمَاتٍ ، فَلا تَنْتَهِكُوهَا , وَحَّدَ حُدُودًا ، فَلا تَعْتَدُوهَا , وَسَكَتَ عَنْ أَشْيَاءَ مِنْ غَيْرِ نِسْيَانٍ ، فَلا تَبْحَثُوا عَنْهَا " ، لَفْظُ يَعْقُوبَ

Также вывели Табарани в «Кабир» (18068), Абу Ну’айм в «Хилья аль-аулия» (13265), Байхакъи в «Сунан аль-кабир» (18154) и Хаким в «Мустадрак» (7166), не дав ему никакой оценки. Захаби также промолчал относительно достоверности этого хадиса в «Тальхис» (7114)
Ибн Къайим в «И'лям аль-муваккы'ин» (11/221), Ибн Касир в "Тафсире" (3/202), аль-Бусайри «Итхаф аль-Хийара аль-Махара» (1/423), Ибн Хаджар Хайтами аль-Макки в "Заваджир" (1/12) и Ахмад Шакир «Умдат ат-Тафсир» (1/744) назвали достоверным
Навави в «Азкар» (505), «Арбауна ан-Навави» (30) и Ибн Раджаб в «Джами аль улюм валь хикам» назвали хорошим
Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (13/280) сказал, что он имеет дополнительные свидетельства, а в "Муталиб алийа" сказал, что его передатчики - надёжные, но в его иснаде - разрыв
Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. Иснад этого хадиса является прерванным, так как Макхуль не слышал хадисы от Абу Са’ляба, о чем сказали Ибн Раджаб в «Шарх арба’ина ан-Навави» (стр. 200), Абу Мисхар ад-Димашкъи и др. И даже если достоверно, что он слышал от него, то он не слышал данный хадис от него, так как он был мудаллисом и передал его в форме ‘ан ‘ан. Также есть разногласие относительно передачи этого хадиса как восходящего к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и как слова сподвижника. См. «Гъаятуль-марам» 4, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1597.

================================================

От Салмана аль-Фарси передаётся, что Посланника Аллаха, ﷺ, спросили о масле (животном жире), сыре и мехе/шкуре, и он ответил: «Дозволенное то, что разрешил Аллах в Своей книге, а запретным является то,что Он запретил в Своей книге. Остальное о чём Он промолчал, Он простил это»

Вывел Тирмизи в «Сунан» (1726) в другой редакции - 1645), сказав, что этот хадис - уединённый/гариб:

حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيل بْنُ مُوسَى الْفَزَارِيُّ ، حَدَّثَنَا سَيْفُ بْنُ هَارُونَ الْبُرْجُمِيُّ ، عَنْ سُلَيْمَانَ التَّيْمِيِّ ، عَنْ أَبِي عُثْمَانَ ، عَنْ سَلْمَانَ ، قَالَ : سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ السَّمْنِ وَالْجُبْنِ وَالْفِرَاءِ ، فَقَالَ : " الْحَلَالُ مَا أَحَلَّ اللَّهُ فِي كِتَابِهِ ، وَالْحَرَامُ مَا حَرَّمَ اللَّهُ فِي كِتَابِهِ ، وَمَا سَكَتَ عَنْهُ فَهُوَ مِمَّا عَفَا عَنْهُ

Ибн Маджа в «Сунан» (3367; в другой редакции - 3366), Табарани в «Кабир» (5995), Хаким в «Мутадрак» (7167; в другой редакции - 7197), сказавший, что хадис - достоверный

Суюти в «Джами ас-сагир» (3858) назвал достоверным
Албани в «Сахих ибн Маджа», «Сахих ат-Тирмизи» и «Сахих аль-джами’» (3195) назвал хорошим

Миззи в «Тахзиб аль-камаиль» (8/255), Шаукани в «Найль аль-автар» (8/272) и Мубаракфури сказал в «Тухфат аль-Ахвази» указали на слабость Сайфа ибн Харуна аль-Барджуми

====================================================

Со слов Али ибн Абу Толиба передаётся: «Когда был ниспослан этот аят «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (3: 97), его спросили: «О, Посланник Аллаха, каждый ли год?» Он промолчал. И они снова спросили: «Каждый ли год?» Тогда он ответил: «Нет, если бы я сказал - да, то было бы обязательным для вас». И тогда Всевышний Аллах низвел аят: «О, те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны…» (5:101), и до конца аята.

Вывел Тирмизи в «Сунан» (814; в другой редакции - 741), сказав, что хадис - хороший, уединёный

حَدَّثَنَا أَبُو سَعِيدٍ الْأَشَجُّ ، حَدَّثَنَا مَنْصُورُ بْنُ وَرْدَانَ ، عَنْ عَلِيِّ بْنِ عَبْدِ الْأَعْلَى ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ أَبِي الْبَخْتَرِيِّ ، عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ ، قَالَ : " لَمَّا نَزَلَتْ وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا سورة آل عمران آية 97 قَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ أَفِي كُلِّ عَامٍ ؟ فَسَكَتَ ، فَقَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ فِي كُلِّ عَامٍ ، قَالَ : " لَا ، وَلَوْ قُلْتُ : نَعَمْ ، لَوَجَبَتْ " فَأَنْزَلَ اللَّهُ يَأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَسْأَلُوا عَنْ أَشْيَاءَ إِنْ تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ سورة المائدة آية 101 . قَالَ : وَفِي الْبَاب عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ ، وَأَبِي هُرَيْرَةَ . قَالَ أَبُو عِيسَى : حَدِيثُ عَلِيٍّ حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ مِنْ هَذَا الْوَجْهِ ، وَاسْمُ أَبِي البَخْتَرِيِّ سَعِيدُ بْنُ أَبِي عِمْرَانَ وَهُوَ سَعِيدُ بْنُ فَيْرُوزَ

Также хадис вывели Ибн Маджа в «Сунан» (2879), Ахмад в «Муснад» (882), Даракъутни в «Сунан» (2376), Абу Йа’ла в «Муснад» (507)

В иснаде - слабый 'Абд-уль-'Али ибн 'Амир ас-Са'ляби
Ибн аль-Муляккын в «Хулясат аль-Бадр аль-Мунир» (6/12) сказал что он слабый, оборванный
Шаукани в «Найль аль-аутар» (8/272) сказал, что он оборван
Ахмад Шакир в «Муснад Ахмад» (2/175) и «Умдат ат-тафсир» (1/743) сказал, что его иснад - слабый
Албани в «Да’иф Ибн Маджа» и в «Да’иф ат-Тирмизи» сказал, что он - слабый.

============================================

Со слов Абу Хурайры передаётся, что Пророк (ﷺ) сказал: «О, люди, предписан вам хадж». Один человек встал и спросил: «Каждый ли год о, Посланник Аллаха?» Пророк отвернулся от него. Затем тот снова спросил: «Каждый ли год, о, Посланник Аллаха? Пророк спросил: «Кто спрашивает?» Люди сказали: «Такой-то, такой-то». Тогда он сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, если бы я сказал - да, то было бы обязательным, и если было бы обязательным, то вы не осилили бы. А если бы не осилили бы, то стали бы неверующими». И Аллах ниспослал аят: «О, те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны» (5: 101).

Вывел Даракъутни в "Сунан" (2376):

ثنا الْحُسَيْنُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ ، نا أَبُو هِشَامٍ الرِّفَاعِيُّ ، نا مُحَمَّدُ بْنُ فُضَيْلٍ , نا الْهَجَرِيُّ ، عَنْ أَبِي عِيَاضٍ ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ , قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " يَا أَيُّهَا النَّاسُ , كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْحَجُّ " , فَقَامَ رَجُلٌ , فَقَالَ : فِي كُلِّ عَامٍ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ فَأَعْرَضَ عَنْهُ , ثُمَّ عَادَ , فَقَالَ : فِي كُلِّ عَامٍ يَا رَسُولَ اللَّهِ , قَالَ : " وَمَنِ الْقَائِلُ ؟ " ، قَالُوا : فُلانٌ , قَالَ : " وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَوْ قُلْتُ : نَعَمْ لَوَجَبَتْ , وَلَوْ وَجَبَتْ مَا أَطَقْتُمُوهَا , وَلَوْ لَمْ تُطِيقُوهَا لَكَفَرْتُمْ " , فَأَنْزَلَ اللَّهُ تَعَالَى : يَأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَسْأَلُوا عَنْ أَشْيَاءَ إِنْ تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ سورة المائدة آية 101

В иснаде - слабые (Ибрахим ибн Муслим) аль-Хаджари и Абу Хишам (Мухаммад ибн Язид) ар-Рафа'и

Милость Аллаха, Принципы, Иджтихад, Ибн Аббас

Previous post Next post
Up