Да'ват. Когда призыв к одобряемому вызывает у невежд отвращение

Jan 10, 2011 05:01



بسم الله الرحمن الرحيم
Имам Навави, да смилуется над ним Всевышний Аллах, в своей книге "аль-Азкар" в 214 главе под названием «Об этике обращений с приветствиями и различных вопросах, которые имеют к этому тношение» писал:
Если человек, который будет проходить мимо другого человека или нескольких людей, решит, что скорее всего не получит ответа на своё приветствие в силу высокомерия того (тех), кого он будет приветствовать, или ввиду того, что тот (те) пренебрегает им, или по какой-нибудь иной причине, он всё же должен обратиться с приветствием и не отказываться от этого из-за своих предположений. Объясняется это тем, что приветствовать людей обязательно в силу соответствующего веления шариата, однако проходящему велено только обращаться с приветствием, но никто не велит ему получать ответ на своё приветствие. Кроме того, его предположения могут оказаться ошибочными, и тот человек, мимо которого он пройдёт, ответит ему. Что же касается людей, которые не вникают в суть вопроса и утверждают, что приветствие проходящего становится причиной совершения греха тем, мимо кого он проходит, то подобные утверждения свидетельствуют о явном невежестве и глупости. Дело в том, что измышления такого рода не освобождают тех, кто обязан выполнять веления шариата, от обязанности их выполнения. Ясно, что если мы станем придерживаться таких порочных воззрений, то перестанем порицать тех, кто по незнанию совершает что-то неподобающее. Имеется в виду, что дело кончится этим, если считать, что наши слова вряд ли заставят человека отказаться от этого, а выражение порицания и попытки объяснить, в чём состоит отвратитетльность его поступка, станут причиной греха человека, если он не откажется от этого. Однако нет сомнений в том, что мы не перестанем порицать такие и подобные им общеизвестные вещи, а Аллах знает об этом лучше.

Призыв (да'ва), Навави

Previous post Next post
Up