Посмотри на свои грехи прежде, чем выискивать их у других!

May 03, 2014 06:24


Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы замечаете соринку в глазу своего брата, забывая о бревне в собственном глазу!»

Вывели  Ибн Хиббан в «Сахих» (5880) через шиита Абу 'Арубата Хусайна ибн Мухаммада

أَخْبَرَنَا أَبُو عَرُوبَةَ ، قَالَ : حَدَّثَنَا كَثِيرُ بْنُ عُبَيْدٍ ، قَالَ : حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ حِمْيَرٍ ، عَنْ جَعْفَرِ بْنِ بُرْقَانَ ، عَنْ يَزِيدَ بْنِ الأَصَمِّ ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " يُبْصِرُ أَحَدُكُمُ الْقَذَاةَ فِي عَيْنِ أَخِيهِ ، وَيَنْسَى الْجِذْعَ فِي عَيْنِهِ !

Албани в «Сахих аль-джами’» (8013) и «Сахих ат-таргъиб» (№ 2331) назвал достоверным
Суюти в «Джами’ ас-сагир» (9992) назвал слабым

Ахмад в "Фадаиль ас-сахаба" (1004) этим же иснадом, начиная с Касира, вывел это как слова самого Абу Хурайры

حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ ، حَدَّثَنَا أَبِي ، حَدَّثَنِي كَثِيرٌ ، حَدَّثَنَا جَعْفَرٌ ، حَدَّثَنَا يَزِيدُ بْنُ الْأَصَمِّ قَالَ : سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ ، يَقُولُ : يُبْصِرُ أحَدُكُمُ الْقَذَاةَ فِي عَيْنِ أَخِيهِ ، وَيَنْسَى الْجَذْعَ أَوِ الْجِذْلَ فِي عَيْنِهِ

Также как слова Абу Хурайры это передал Бухари в «Адаб аль муфрад» (№ 610) и Албани в «Сахих аль-адаби аль муфрад», № 460 назвал иснад достоверным

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عُبَيْدِ بْنِ مَيْمُونٍ ، قَالَ : حَدَّثَنَا مِسْكِينُ بْنُ بُكَيْرٍ الْحَذَّاءُ الْحَرَّانِيُّ ، عَنْ جَعْفَرِ بْنِ بُرْقَانَ ، عَنْ يَزِيدَ بْنِ الأَصَمِّ ، قَالَ : سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ ، يَقُولُ : " يُبْصِرُ أَحَدُكُمُ الْقَذَاةَ فِي عَيْنِ أَخِيهِ ، وَيَنْسَى الْجِذْلَ ، أَوِ الْجِذْعَ ، فِي عَيْنِ نَفْسِهِ ، قَالَ أَبُو عُبَيْدٍ : الْجِذْلُ : الْخَشَبَةُ الْعَالِيَةُ الْكَبِيرَةُ " .

В иснаде - ошибавшийся, правдивый  Мухаммад ибн Убайд ибн  Маймун

Имам Абдур Рауф аль-Манави (952-1031 г.х./1545-1622 г.м.) в отношении этого хадиса сказал:

9992 - (يبصر أحدكم القذى في عين أخيه) في الإسلام جمع قذاة وهي ما يقع في العين والماء والشراب من نحو تراب وتبن ووسخ (وينسى الجذع) واحد جذوع النخل (في عينه) كأن الإنسان لنقصه وحب نفسه يتوفر على تدقيق النظر في عيب أخيه فيدركه مع خفائه فيعمى به عن عيب في نفسه ظاهر لا خفاء به مثل ضرب لمن يرى الصغير من عيوب الناس ويعيرهم به وفيه من العيوب ما نسبته إليه كنسبة الجذع إلى القذاة وذلك من أقبح القبائح وأفضح الفضائح فرحم الله من حفظ قلبه ولسانه ولزم شأنه وكف عن عرض أخيه وأعرض عما لا يعنيه فمن حفظ هذه الوصية دامت سلامته

“Словно человек по причине своего недостатка и самовлюбленности выслеживает недостатки своего брата, замечая за ним незаметные вещи, будучи слепым относительно своих явных недостатков. И в пример приводится то, как человек замечает маленький недостаток, которым он упрекает, тогда как в нем самом недостатков столько, что в отношении недостатка его брата, они подобны бревну в сравнении с соринкой. И подобное является самым скверным и позорным из деяний! Да помилует Аллах того, кто оберегает свое сердце и язык, занят самим собой и удержал себя от чести своего брата и от занятости тем, что его не касается! Тот, кто будет придерживаться этого наставления, его спокойствие будет постоянным, а сожаление малым”.

См. “Файдуль-Къадир” 6/456.

Сказал ас-Сан'ани (1099-1182 г.х./1688-1768 г.м.):
وَالْمُرَادُ أَنَّهَا لِمَنْ شَغْلَهُ النَّظَرُ فِي عُيُوبِهِ وَطَلَبِ إزَالَتِهَا أَوْ السَّتْرِ عَلَيْهَا عَنْ الِاشْتِغَالِ بِذِكْرِ عُيُوبِ غَيْرِهِ وَالتَّعَرُّفِ لِمَا يَصْدُرُ مِنْهُمْ مِنْ الْعُيُوبِ، وَذَلِكَ بِأَنْ يُقَدِّمَ النَّظَرَ فِي عَيْبِ نَفْسِهِ إذَا أَرَادَ أَنْ يَعِيبَ غَيْرَهُ، فَإِنَّهُ يَجِدُ مِنْ نَفْسِهِ مَا يَرْدَعُهُ عَنْ ذِكْرِ غَيْرِهِ

“Смысл хадиса в том, что тот, кто следит за своими недостатками, пытается избавиться от них и скрывает их, это удерживает его от занятости недостатками других и изучения того, что совершают другие. И кто желает заняться недостатками других, пусть посмотрит на свои недостатки, и тогда он увидит, что и в нем есть те же недостатки”.
(Субулю-Ссалям”, 2/680)

===============================================

‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я удивляюсь тому, кто бежит от предопределения, пребывая в нем, и тому, кто замечает соринку в глазу брата своего, оставив в своем бревно!” ...

Вывел аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (№ 886) Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

حَدَّثَنَا حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ صَالِحٍ , قَالَ : حَدَّثَنِي مُوسَى بْنُ عَلِيٍّ ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ , قَالَ : " عَجِبْتُ مِنَ الرَّجُلِ يَفِرُّ مِنَ الْقَدَرِ , وَهُوَ مُوَاقِعُهُ ، وَيَرَى الْقَذَاةَ فِي عَيْنِ أَخِيهِ , وَيَدَعُ الْجِذْعَ فِي عَيْنِهِ ، وَيُخْرِجُ الضَّغْنَ مِنْ نَفْسِ أَخِيهِ , وَيَدَعُ الضَّغْنَ فِي نَفْسِهِ ، وَمَا وَضَعْتُ سِرِّي عِنْدَ أَحَدٍ فَلُمْتُهُ عَلَى إِفْشَائِهِ ، وَكَيْفَ أَلُومُهُ وَقَدْ ضِقْتُ بِهِ ذَرْعًا ؟ ! "

===============================================

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если тебе захочется упомянуть о чьих-либо недостатках, вспомни о своих собственных”.

Вывел Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” (711):

حَدَّثَنَا حَدَّثَنَا حُسَيْنُ بْنُ عَلِيٍّ ، حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُوسَى ، عَنْ إِسْرَائِيلَ ، عَنْ أَبِي يَحْيَى ، عَنْ مُجَاهِدٍ ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا ، قَالَ : " إِذَا أَرَدْتَ أَنْ تَذْكُرَ عُيُوبَ صَاحِبِكَ فَاذْكُرْ عُيُوبَكَ

Также вывел Байхакъи в "Шу'аб аль-иман" (6248)

В иснаде правдивый, но часто ошибавшийся Хусайн ибн Али.

===============================================

Ахмад ибн аль-Хасан ибн Харун сказал: “Я застал людей, у которых не было недостатков, однако они начали говорить о недостатках других людей, после чего и люди стали говорить об их недостатках. И я застал таких людей, у которых были недостатки, но они не говорили о недостатках других людей, и люди забыли об их недостатках”.

аль-Джурджани в “ат-Тарих” 1/251, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 4830.

Имам Абу ‘Абдуллах аль-Къахтани аль-Андалуси сказал: “И не занимайся недостатками других, будучи в забвении о своих, так как поистине, это является недостатком вдвойне!” См. “Нуния аль-Къахтани” № 421.

Язык, Манави, Адаб, Харам/халял, Братство мусульман, Ибн Аббас, Принципы, Сан'ани

Previous post Next post
Up