Евреи в Грузии

May 05, 2010 10:54



КЕЭ, том 9, кол. 1135-1138

ЦХИНВА́ЛИ (в 1934-61 гг. - Сталинири), город (с 1922 г.) в Восточной Грузии, в 1922-91 гг. - центр Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР.

Предполагается, что евреи (см. Грузинские евреи) поселились в Цхинвали с давних пор


. В средние века они занимались торговлей как местной, так и, по-видимому, международной, о чем свидетельствуют найденные в Цхинвали и в его окрестностях арабские, византийские, турецкие, персидские (эпохи Сасанидов) монеты. В 1664 г. царица Мария подарила монастырю Светицховели (город Мцхета) шесть крепостных евреев из Цхинвали, занимавшихся торговлей. В конце 18 в. царица Дареджан владела в Цхинвали семью семьями крепостных евреев-торговцев. В документах этого периода упомянуты имена еще нескольких евреев, проживавших в Цхинвали. Сохранилось свидетельство (от 1792 г.) того, что евреи Цхинвали занимались продажей изделий из хлопка. В 19 в. еврейское население города значительно выросло. До 1864-65 гг. евреи Цхинвали и прилегавшего к нему района были крепостными (как и абсолютное большинство грузинских евреев, делившимися на три категории: царские, помещичьи и церковные. Так как церковная зависимость считалась самой легкой, то многие евреи Цхинвали при возможности избирали ее. Так, например, семья церковных крепостных Манашерашвили была обязана в течение года предоставлять пять фунтов воска церкви, после чего была свободна от всех крепостных повинностей. В Цхинвали проживали также и свободные евреи-торговцы, по-видимому, выкупившие себя из крепостной зависимости. Крепостные евреи в Цхинвали и в его окрестностях в основном занимались сельским хозяйством, ремеслами и торговлей. После освобождения крестьян в Цхинвали и окрестностях (1864-65) отдельные семьи евреев из Цхинвали приобрели земельные участки близ города (деревни Земо Хвити, Тамарашени и другие) и с большим успехом занимались сельским хозяйством. Крестьяне - выходцы из одного села переселялись единой группой в Цхинвали, как и в другие города Грузии, где стремились основывать собственные синагоги. Это способствовало тому, что в 1870-е-1880-е гг. окончательно сформировалась структура еврейской общины города. К концу 19 в. в Цхинвали было шесть синагог.

Процесс урбанизации грузинских евреев привел к появлению среди них среднего класса - в Цхинвали евреи владели кирпичным заводом и другими предприятиями, им принадлежали почти все мануфактурные магазины. В Цхинвали были две пекарни по выпечке маццы, которая считалась лучшей по качеству в Восточной Грузии.

Большинство сапожников, шапочников, портных, пекарей и мясников Цхинвали были евреи. Однако основным занятием евреев Цхинвали была торговля (большей частью вразнос; см. Коробейничество). Часто евреи-коробейники становились жертвами грабителей; были также случаи, когда грузинские дворяне отбирали у евреев их товар.

В конце 1890-х гг. раввином Цхинвали был избран ученик раввина И. Э. Спектора, раввин Аврахам ха-Леви Хволес (1857-1931). Единственным языком общения между ним и его общиной был иврит, и со временем число пользовавшихся этим языком среди евреев Цхинвали значительно возросло. В 1906 г. Хволес открыл в Цхинвали первую для грузинских евреев талмуд-тору, в которой училось около 400 учеников, не только из Цхинвали, но и из других населенных пунктов Восточной Грузии. Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив для этого учительницу иврита. Благодаря его просветительской деятельности город в среде грузинских евреев стали называть «Вторым Иерусалимом».

Для более широкого приобщения местных евреев (в основном занимавшихся торговлей) к ремесленному труду Хволес привлек мастеров-учителей к обучению мальчиков сапожному ремеслу, дублению кож, мыловарению и другим ремеслам. Лучших учеников Хволес отправлял в литовские иешивы для продолжения обучения и получения раввинского звания (см. Смиха).

В начале 20 в. евреи были самой большой этнической группой среди населения Цхинвали. Так, в 1917 г. из 900 дворов - 346 были еврейскими, то есть 38,4%
(грузинскими - 34,4%
, армянскими - 17,7%
, осетинскими - 8,8%
). При советской власти процент евреев в населении города уменьшился и составлял к началу 1970-х гг. около 25%
.

Если на начальном этапе «советского строительства» власти не очень активно вмешивались во внутреннюю жизнь еврейской общины, то с конца 1920-х гг. в качестве своего идеологического противника в среде грузинских евреев они рассматривали религию. Однако благодаря Хволесу и его ученикам традиционное еврейское воспитание в Цхинвали продолжало оставаться до середины 1930-х гг. на высоком уровне. В сентябре 1937 г. в Цхинвали были арестованы девять хахамов (двое из них - ашкеназы) и расстреляны без суда в тюрьме. Из шести действующих синагог со временем осталась одна (пять были закрыты по распоряжению властей). Несмотря на это, большинство местных евреев продолжали в большей или меньшей степени соблюдать традиционный еврейский образ жизни.

С начала 1970-х гг. началась алия евреев Цхинвали; к середине 1990-х гг. большинство евреев города переселилось в Израиль.

Вследствие межнационального конфликта между грузинами и осетинами, вспыхнувшего при распаде Советского Союза (начало 1990-х гг.), евреи (как грузиноязычное население) вместе с грузинами вынуждены были покинуть Цхинвали. Одним из последних оставил город раввин Х. А. Манашеров (1912-95).

Выходцами из Цхинвали были многие общественные деятели, писатели и актеры, в том числе публицист и деятель сионизма Н. Элиашвили (1893-1929; с 1925 г. в Эрец-Исраэль), историк А. Крихели (1904-74; с 1973 г. в Израиле), писатели Аврахам (родился в 1924 г.) и Тамара Мамистваловы (оба в Израиле с 1974 г.), актеры Тобу и Кимано Крихели и другие.
 ДИАСПОРА > Общины

Кутаиси

КЕЭ, том Доп.3, кол. 251-254

КУТАИ́СИ, город в западной Грузии на реке Риони. Евреи стали селиться в Кутаиси в начале 19 в. В основном это были купцы и ремесленники, сыгравшие большую роль в оживлении экономической жизни после вхождения западной Грузии в Россию (Кутаиси включен в состав империи в 1810 г.). В 1835 г. в Кутаиси по официальным данным проживало 548 евреев, в Кутаисском округе - 815 евреев и 113 караимов.

Рост численности еврейского населения Кутаиси произошел после отмены в Грузии крепостного права в 1864-71 гг. Грузинские евреи, бывшие крепостные ремесленники и крестьяне, стали переселяться в города. В 1871 г. в Кутаисской губернии были зарегистрированы 4702 еврея. В Кутаиси сформировалась третья по численности еврейская община в Грузии. По данным переписи 1897 г., в Кутаиси проживало 4843 еврея, а всего в Кутаисской губернии - 8864 еврея и 46 караимов. В отличие от Тбилиси и Батуми, где большинство еврейского населения составляли ашкеназы, кутаисская община состояла в основном из грузинских евреев. Основные занятия еврейского населения Кутаиси во 2-й половине 19 в. - начале 20 в. - торговля вразнос и ремесла; было некоторое число богатых купцов.



Переселение в город большого числа евреев, занимавшихся в основном мелкой торговлей, привело к резкому усилению антисемитизма в Грузии, особенно в Кутаисской губернии. Против евреев начали выдвигать обвинения в ритуальных убийствах (см. Кровавый навет). Самым известным из них было обвинение девяти евреев из местечка Сачхери в убийстве с ритуальными целями девятилетней христианской девочки Сарры Модебадзе 4 апреля 1878 г. - так называемое Кутаисское дело. В марте 1879 г. перед Кутаисским окружным судом предстало девять евреев, обвиняемых в убийстве девочки. Подсудимых защищали адвокаты Л. Куперник (1845-1905) и П. Александров. Защитники показали абсурдность обвинения евреев в употреблении крови в ритуальных целях. 13 марта суд вынес оправдательный приговор всем обвиняемым, но преследования евреев в Кутаиси продолжались. В 1895 г. в Кутаиси произошел погром. В 1913 г. банда под руководством помощника губернатора систематически занималась вымогательством денег у евреев, несколько человек из отказавшихся платить были убиты.

В середине 1890-х гг. в Кутаиси функционировали две синагоги. В 1902-21 гг. главным раввином Кутаиси и западной Грузии был Р. Элуашвили (1858-1922).

С конца 1890-х гг. в Грузии стали распространяться идеи сионизма - сначала среди ашкеназов, а позже и среди грузинских евреев. Противников сионизма среди грузинских евреев, действовавших в основном в Кутаиси, возглавлял Р. Элуашвили. С 1880 г. в Кутаиси функционировала талмуд-тора. В 1903 г. было открыто еврейское общественное училище, в котором изучали светские предметы. Дети из еврейских семей поступали и в общеобразовательные школы; так, в 1908 г. в учебных заведениях Кутаисской губернии обучалось 328, а в 1911 г. - 614 еврейских учащихся.

После Февральской революции 1917 г. в Кутаиси произошло заметное оживление еврейской жизни. Функционировало отделение партии Це‘ирей Цион, в 1918-19 гг. раз в две недели выходила газета «Хма эбраэлиса» на грузинском языке под редакцией Ш. Цициашвили (?-1926). Многие евреи Кутаиси были настроены антисионистски. В городе была небольшая группа ассимиляторов во главе с братьями И. и М. Хананашвили, пользовавшаяся поддержкой социал-демократов (меньшевиков), сформировавших коалиционное правительство Грузии. Члены группы утверждали, что с этнической точки зрения евреи - это те же грузины, отличающиеся от остального населения только религией. Они опубликовали статью в грузинской прессе против «козней» евреев России, которые хотят ассимилировать часть грузинского населения, исповедующую Моисеев закон. В борьбе против сионизма группу ассимиляторов поддерживали ортодоксальные круги. Это были единственные объединения евреев, не принявшие участия во Всееврейском конгрессе в Тбилиси в 1918 г. Антисионисты провели в Кутаиси свое собрание, на котором выдвинули кандидатов в депутаты грузинского парламента: раввина И. Даварашвили (1893-1980) и А. Буриашвили. После оккупации Грузии Красной армией многие евреи покинули страну. Среди них было много жителей Кутаиси, в том числе и Р. Элуашвили.

В 1920-х гг. основным занятием еврейского населения Кутаиси оставались торговля и ремесла. До антибольшевистского, так называемого паритетного восстания 1924 г. власти не преследовали иудаизм и не препятствовали сионистской деятельности. После подавления восстания положение изменилось. Лиц, заподозренных в сионистской активности, немедленно арестовывали. Раввины также подвергались преследованиям, некоторые синагоги были закрыты.

С начала 1920-х до середины 1930-х гг. власти уделяли внимание подъему образовательного и культурного уровня грузинских евреев. В Кутаиси открывались еврейские школы, клубы, библиотеки, курсы ликвидации неграмотности. Эта кампания носила откровенно пропагандистский характер. С 1927 г. в Кутаиси функционировало отделение грузинского филиала ОЗЕТа - ГрузОЗЕТ, а также Евкомбед Грузии, который занимался привлечением евреев в промышленность и кооперативы. Уже в 1929 г. значительное число евреев Кутаиси работало на местной шелкомотальной фабрике.

В 1937-38 гг. в Кутаиси, как и на всей территории Советского Союза, началась ожесточенная борьба как против иудаизма, так и против светской еврейской культуры. Подвергали арестам раввинов и активных членов еврейской религиозной общины: Я. Даварашвили (1902-86) - раввина Кутаиси в 1927-65 гг.; Н. Элиашвили (1888-1965) - главного раввина Кутаиси в 1955-65 гг., и др.

Во время Второй мировой войны в Кутаиси прибыло много еврейских беженцев, некоторые из них остались в городе после окончания войны, в том числе Б. Гапонов.

Во время антисемитской кампании в Советском Союзе в 1948-53 гг. многие евреи Кутаиси были арестованы. В январе 1953 г. были закрыты все синагоги города. Евреи Кутаиси сыграли выдающуюся роль в борьбе евреев Советского Союза за право на репатриацию в Израиль. Один из первых документов еврейского движения - письмо в Организацию Объединенных Наций 18-ти глав еврейских семей - подписали 13 евреев из Кутаиси.

С конца 1980-х гг., по мере развития в Советском Союзе процессов гласности и перестройки, стала развиваться общинная и культурная жизнь евреев Кутаиси. Эти процессы ускорились после распада Советского Союза и образования республики Грузия в 1991 г. С 1989 г. в Кутаиси функционировало местное отделение Ассоциации по грузино-еврейским отношениям. В 1989-93 гг. на историческом факультете Кутаисского университета Д. Хананашвили вел спецкурс «Вопросы истории грузинских евреев и грузино-еврейских отношений».

В 1969-84 гг. тысячи евреев Кутаиси выехали в Израиль и другие страны. После начала массовой алии из Советского Союза в 1989-2000 гг. из Кутаиси в Израиль переселилось 1945 евреев, в январе-августе 2001 г. - 49 человек. По данным Еврейского агентства в 1993 г. в Кутаиси проживало 2300 человек, имеющих право на репатриацию. К концу 1999 г. в Кутаиси насчитывалось около 600 евреев.
 ДИАСПОРА > Общины

Евреи в Грузии

Previous post Next post
Up