в своих листовках оуновцы писали: «Да здравствует Государство Израиль и дружба между еврейским и ук

Oct 02, 2016 00:25

Anastasia Mit'kova  https://www.facebook.com/anastasia.mitkova/posts/1215345615188678?comment_id=1219850468071526¬if_t=feed_comment_reply¬if_id=1475357264501022

28 сентября в 13:52 ·

..

Многие евреи нашли спасение в рядах Украинской повстанческой армии. Как это ни парадоксально, отмечает
Оксана Забужко «...УПА как раз являлась интернациональной армией; в ней были отряды по национальному составу, было множество дезертиров из Советской армии. Это огромная глава истории...». Она мало исследована, поэтому работа В. Вятровича «Евреи, бойцы УПА сражались за волю Украины» и привлекла внимание общественности. Известно, что реабилитация УПА-ОУН в Украине вызвала во многих странах негодование. И еврейские организации выразили своё возмущение. Многие просто не знали об участии своих единоверцев в этой борьбе. «О них, забытых, неизвестных, а теперь и опозоренных своих соплеменниках - эта статья», - пишет В. Вятрович. Он же отмечает, что сам факт участия в Движении, подчас с оружием в руках, опровергает вымыслы об антисемитизме ОУН. «Для многих из них, - отмечает цитируемый автор, - эта организация была той политической силой, которая могла обеспечить нормальное существование еврейского национального меньшинства в будущей Украинской державе». Кое-кто попытается оспорить подобное мнение. В таком случае, пусть мне объяснят, почему на референдуме о судьбе УССР наибольший процент проголосовавших за независимость Украины был среди еврейского населения? Разве не за это боролись повстанцы? Но вернёмся к автору цитируемой работы. Он приводит несколько цитат из трудов теоретиков и основателей украинского национального движения. Микола Сциборский, автор книги «Украинский национализм и жидовство» (Этноним «жид» не имело тогда оскорбительного, отрицательного характера или оттенка) ещё в 1930 году писал: «Обязанностью государства будет создание таких условий для евреев, при которых бы они, сберегая свои органические расовые, культурные, религиозные особенности, одновременно становились равноправными гражданами страны, нужные и полезные ей».

А ведь Сциборский был политическим, затем организационным референтом Провода Украинских Националистов, один из главных идеологов движения. Поэтому появление этой работы в прессе следует считать официальным мнением. Ещё один идеолог Движения Иосип Почичанюк подчёркивал в ходе дискуссии по поводу Программы: «В Программе не должно быть никакого антисемитизма и какой-либо фобии. В Программе должно быть признано право нацменьшинств и подчёркнуты льготы тем, кто сотрудничает с нами, жертвует собой в борьбе за Украинскую державу». Ещё один интересный эпизод приводит Вятрович в своей работе. Богдан Козанивский, активный деятель ОУН того времени, рассказывал, что к одному из руководителей организации Ивану Климову («Легенда» - политический псевдоним) обратился один из заместителей комиссара украинской полиции за советом, каким должно быть их отношение к немецким антиеврейским акциям. «Мы в этом ни в коем случае не заинтересованы, - ответил ему И. Климов. - Уничтожение евреев не пойдёт на пользу украинским националистам, а после евреев очередь дойдёт до украинцев... Среди наших бойцов есть и евреи. Они отважно сражаются за наше дело. Хотя их и немного. Даю поручение: в антиеврейской акции не смеет принимать участия ни один член ОУН». О том, что члены ОУН часто оказывали помощь евреям, говорят немецкие документы. В донесении от 30 марта 1942 года начальник полиции безопасности - СД сообщал, что точно установлено, что движение Бандеры обеспечивает фальшивыми документами не только своих членов, но и евреев. Очевидно, что такая деятельность стала поводом для обвинений, сформулированных в тысячах листовок, что «ОУН - оружие еврейского большевизма».

Много сохранилось документов о помощи евреям со стороны ОУН-УПА. Вятрович сообщает, что историк Лев Шанковский приводит свидетельства израильского журналиста Льва Геймана о том, что в Израиле жило 52 еврея, которые утверждали, что их спасли украинские повстанцы. Защита евреев участниками украинского освободительного движения была нередким явлением. Зелик Бройлерман вспоминает о том, что вместе с ним ещё пятьдесят евреев были спасены повстанцами под командованием Романа Полищука. «Много евреев жили в лесах целыми лагерями, - сообщает Вятрович, - которые охранялись отрядами УПА. К примеру, на Волыни охрану организовал шеф хозяйственного сектора УПА, известный волынский кооператор Василий Мороз («Зубатый»). По данным еврейских источников, такие лагеря существовали вблизи Ратного, около Порицка, в Криничках, в лесах около Тучина». Далее этот же автор отмечает, что евреи не только пользовались охраной, но и активно включались в боевую деятельность УПА. Много было врачей-евреев. Фамилии большинства из них неизвестны, так как каждый из них пользовался боевым псевдонимом. Однако в архивах ОУН-УПА есть сведения о врачах еврейского происхождения - «Белого», «Варма», «Грифеля», «Богдана», «Коваля», «Чёрного», «Кума». Лишь отдельные из них известны под настоящими именами. К примеру Самуил Нойман работал под псевдонимом «Максимович», Антон Кольман - «Угольщик», Варм Шай - «Сокол» и Абрагам Штерцер «Скрипач». О том, что в УПА есть евреи, советское руководство знало. Вот ещё один документ - донесение командира советского партизанского отряда: «В данный момент (1943 г. В. Л.) среди националистов много евреев, особенно врачей». По разному складывалась судьба этих евреев после войны. К примеру, Абрагам Штерцер и другие вышли из подполья после изгнания нацистов. Некоторые - Самуил Нойман («Максимович») и «Кум» продолжили борьбу в рядах УПА. «Кум» был в УПА легендарной фигурой. Его знали тысячи повстанцев. Характеристику этому человеку дал подполковник УПА Степан Фрасуляка («Хмель») и воспроизвёл её Вятрович. Вот что он написал: «Доктор «Кум», еврей по национальности, - известная фигура в УПА и ей преданный.

И хотя Организация позволила ему по приходу большевиков выйти из подполья, он отказался, предпочитая разделить судьбу с повстанцами, при необходимости и погибнуть... Доктор «Кум» был оптимистом и верил в нашу победу. Однажды, уже при большевиках, я с ним встречался в Марине и спросил его: почему он не хочет выйти из подполья? Он мне ответил: «Знаете... я отношусь к категории тех людей, которые добро долго помнят. Во время немецкой оккупации Организация спасла меня от смерти, так почему же я должен быть ей неблагодарным и не помогать повстанцам строить новую Украину? Я думаю, что себя не опозорю, а вам могу не единожды пригодиться». 26 января 1946 года доктор «Кум» погиб в бою, защищая госпиталь с ранеными. В соответствии с приказом Главного Войскового Штаба УПА он награждён посмертно высшей наградой «Серебряный Крест за заслуги». Это был единственный еврей, награждённый таким орденом. Да и украинцы не многие удостаивались такой высокой почести.

Участие евреев в УПА не ограничивалось только медицинской службой. К примеру, Лейба Иосифович Домбровский («Валерий») работал в структурах пропаганды подполья. Вятрович сообщает содержание одного интересного документа - докладной записки начальника управления контрразведки «СМЕРШ» 1-го Украинского фронта генерал-майора Осетрова секретарю ЦК Компартии Украины Н. Хрущёву. В ней он сообщает, что в 1943 году Л. Домбровский стал работником политического отдела УПА. Именно он был автором обращений от имени ОУН к армянам, узбекам, таджикам и даже написал книгу «Как московский царизм покорял народы». Это пока единственный найденный документ, адресованный специально представителям этих национальностей. Книга написана в 1950 году. Это было самое тяжёлое время для УПА, да и для евреев, что, естественно, не могло не отразиться на их взаимоотношениях. Оппозиционное еврейское и украинское движения начали сближаться. Ведь в это время шла ожесточённая борьба с космополитизмом, в значительной мере направленной против евреев, а по Западной Украине прокатился вал массовых депортаций. А в своих листовках оуновцы писали: «Да здравствует Государство Израиль и дружба между еврейским и украинским народами. Да здравствует самостоятельная Соборная Держава! Слава руководителям Украинского Революционного Движения С. Бандере и генералу Т. Чупринцу!»
Ещё один важный исторический факт приводит цитируемый историк. В 1954 году произошло восстание заключённых лагеря в Кенгире, в котором содержались в основном украинцы. Руководителем этого восстания стал бывший в прошлом бойцом УПА еврей Герш Келлер. Завершается работа Вятровича весьма интересным заключением: «В истории украинцев и евреев было много страниц, которые нас разделяли - мы не должны их забывать. Но при этом никто не имеет права искажать и сочинять в собственных политических интересах те события, которые показывают примеры сотрудничества между нашими народами, отрицать события, которые могут способствовать дальнейшему развитию добрососедских отношений между нашими народами».

УКРАИНСКАЯ ВОЙНА-2, УПА

Previous post Next post
Up