Ни единого зерна, семени, клубня, луковицы не было тронуто. Сегодня селекционеры всего мира черпают

Feb 06, 2016 15:45



Ни единого зерна, семени, клубня, луковицы не было тронуто. Сегодня селекционеры всего мира черпают из коллекции материал для создания новых сортов и гибридов. Наука живет - благодаря тем, умершим с семенами в руках, и оставшимся в живых, совершившим то, что выходит за рамки понимания.










Вопреки "пирамиде Маслоу".

В психологии есть концепция "пирамиды Маслоу", по имени известного американского психолога. Суть концепции состоит в том, что человек… не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах - и прежде всего - в утолении голода и жажды.
Эта концепция хорошо проверяется в экстремальных условиях, но, как всегда, иногда факты не укладываются в концепцию.
Несколько дней назад мы вспоминали погибших в блокадном Ленинграде: 27 января 1944 года отмечается как день полного снятия блокады.
И только один эпизод из четырехлетней истории трагедии, героизма и подлости.
Великий учёный Н. И. Вавилов и его сотрудники по Всероссийскому институту растениеводства к 1940 г., совершив множество ботанико-агрономических экспедиций по СССР и многим странам мира, собрали самую богатую в мире, поистине бесценную коллекцию культурных растений, насчитывавшую к 1940 г. 250 тысяч образцов.
В 1940 г. Николай Вавилов был арестован и в 1943 г. умер от истощения в Саратовской тюрьме.
В 1941-1943 гг. в промерзших комнатах института на Исаакиевской площади блокадного Ленинграда было полно еды - в коробках и мешках лежало несколько тонн селекционного фонда уникальных зерновых культур.
Четырнадцать сотрудников института, которые работали и урывками спали тут же, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы, получая по 125 грамм хлеба в день. Они умирали от голода, но ни одному из них не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.
Выжил в блокаду и целиком сохранил коллекцию растений Ленинградского университета Григорий Григорьевич Коломийцев.
Умер от голода Александр Гаврилович Щукин, хранитель арахиса и масличных культур. Из его разжатых мертвых пальцев выпал пакет с миндалем - он готовил часть коллекции к отправке на большую землю.
Умер от голода хранитель риса Дмитрий Сергеевич Иванов. В его рабочем кабинете остались тысячи пакетиков с зернами риса.
Умерла от голода хранительница овса Лидия Михайловна Родина.
Всего умерли 28 сотрудников института. От голода, от осколков - во время авианалетов, когда охраняли здание от пожара, - от холода, таская из последних сил дрова для обогрева коллекции.
Ближайший соратник Вавилова, Вадим Степанович Лехнович, хранитель картофеля (вместе с О.А.Воскресенской), годы спустя вспоминал: "Невыносимо трудно было вставать, руками-ногами двигать... А не съесть коллекцию - трудно не было. Нисколько! Потому что съесть ее было невозможно. Дело всей жизни, дело жизни моих товарищей..."
Ни единого зерна, семени, клубня, луковицы не было тронуто. Сегодня селекционеры всего мира черпают из коллекции материал для создания новых сортов и гибридов. Наука живет - благодаря тем, умершим с семенами в руках, и оставшимся в живых, совершившим то, что выходит за рамки понимания.
На фотографиях - только немногие из сотрудников института: Н.И.Вавилов, А.Г.Щукин, Д.С.Иванов, В.С.Лехнович и О.А.Воскресенская.
P.S. Прошу обойтись без банальных замечаний о том, что, может, кто-то что-то и съел - дескать, мы же не видели.... Коллекция целиком сохранилась.

Вторая Мировая Война

Previous post Next post
Up