Мне трудно найти слова на смерть Новодворской, эта новость вчера повергла меня в шок и до сих пор в голове не укладывается. Ведь она была таким "живчиком"... Абсолютно несгибаемым, мужественным и бесстрашным бойцом нашего "фронта", что, казалось, никакие пули и никакие репрессии ее не способны сломить. Что она еще простудится на похоронах Путина и прочих.
Но судьба распорядилась иначе. И не надо говорить глупости о том, что "уходят лучшие". Всякие уходят. Святые и убийцы, праведники и подлецы - все там будут, жизнь и смерть не подчиняются принципам этики ни в ту, ни в другую сторону.
Подлецы и мрази немедленно начали праздничный хоровод на ее могиле, что было вполне предсказуемо. Эта публика всегда дымилась от каждого ее слова. Ненавидела лютой ненавистью. Думаю, что наличие такой армии ненавистников среди быдла - лучший посмертный комплимент для покойной.
Хорошо сказал Лев Рубинштейн: с ее уходом в общественной атмосфере образовалась "озоновая дыра", которую нам долго придется заштопывать. Вот у меня точно такое же ощущение. Есть люди, которые как будто составляют собой некий защитный нравственный покров общества. Точнее, конечно, не всего общества, а нашей маргинальной его части. Тех 10-15% маргиналов, которые еще имеют силы сопротивляться наползающему на нас мраку и удушью. Вы понимаете, о чем и о ком я.
Это, наверное, слишком патетично звучит, но тем не менее это правда: ВН была из тех нравственных маяков, которые не дают нам сломаться, сдаться, потерять надежду, бросить поле боя в бессилии отчаяния. Они удерживают наползающую тьму самим своим существованием. Своим голосом, своим светом. Они производят кислород, чтобы еще было чем дышать.
И вдруг - опа! - этот маячок-живчик перестает светить. В нашем мрачном царстве вывинтили еще одну лампочку. Становится еще более темно. И больно. И уже почти совсем безнадежно...
И я не знаю, чем перебить это наползающее отчаяние. Уже нечем.