Click to view
Мы остановились на словах имама аль-Газали о тех, кто имеет нечистое намерение в поиске знаний.
«Ты, о страстно желающий знаний, приступающий к изучению Ильму (Исламских наук), стремящийся к искренности в этом желании, и утолению своей жажды, знай: поистине, если ты хочешь получить Ильму для дискуссий, похвалы, чтобы быть впереди своих сверстников, склонять людей к себе и обогащаться, то этим ты рушишь свою Религию и себя и продаешь Рай (Ахират) за мирские блага, и сделка твоя становится неприбыльной, а торговля - убыточной».
Дуния - это слово возникло от «даниун», т.е. униженный. Дуния - этот мир ниже Ахирата (Вечность).
«А твой учитель становится для тебя помощником в твоих грехах и соучастником в твоем убытке. Твой учитель похож на того, кто продает саблю разбойникам, ибо Пророк, соллялаху алейхи ва саллям, сказал: «Кто содействует в грехе хотя бы полусловом, тот становится соучастником этого греха».
Надо знать, что знания - это аманат.
Аллах говорит в Коране: «Не передавайте имущество глупым и слабоумным людям» (4:5)
Теперь скажите: что дороже - знания или имущество? Если нельзя давать глупцам имущество, разве можно передавать таким людям знания? Конечно же, нет. Сегодня знания передаются всем подряд, без разбора. Почему так происходит? Потому что нет богобоязненности, нет скрупулезности в религии, нет ихляса: чистого намерения.
Каждый хочет открыть свое медресе, а потом спрашиваешь, сколько учеников медресе, говорят: «20 человек», «15 человек». Разве не стыдно, что в такие медресе всего принимают 10-20 человек, а потом везде и всюду ищут, чем их обеспечить, просят у людей? Если бы медресе было правильно организовано, то люди в местности, где оно открыто, содержали бы его.
В Сирии в последние 10 дней Рамадана люди дают много садака. И в мечети отправляли преподавателей, чтобы они собирали эти деньги после намазов-таравих, после Джума. И вот Абдуль-Фаттах, руководитель университета Фатх аль-Ислам, сказал по этому по этому поводу: «Отправляя туда наших людей, мы лишь создаем причины. Но если мы будем вести себя, как люди, наш ризк (удел) придет к нам в медресе сам».
И это правильно. Аллах не оставит без ризка медресе, которое открыто с чистыми намерениями. Я сам видел много раз, как люди приносят вещи или деньги, скрывая свои имена, уходят.
А те, что организовали медресе на 15 человек и фонд помощи этому медресе, затем ходят чуть ли не по дворам, выпрашивая денег на поддержку. Это бессовестное предательство под прикрытием религии.
Разве 15 человек - это много? Когда мы учились в Сирии, я как-то раз поднялся на гору Касиюн, чтобы там готовиться к экзаменам. Я встретил пастуха, который пас коз. Мы немного поговорили, оказалось, что у него 17 детей.
Так вот, Аллах дал ему от одной единственной жены 17 детей и он, выполняя работу пастуха, смог их содержать. Разве не могут наши организаторы сделать то же самое для своих студентов? Разве это невозможно? Это возможно, но для этого надо быть человеком, а не искать денег, прикрываясь нуждами студентов в медресе.
В Дагестане, говорят, несколько сотен таких фондов - они, видимо, еще и между собой конкурируют. И мы после этого хотим процветания? Нам нужна чистота в наших делах, тогда мы получим помощь Аллаха, не раньше.
Константинополь был взят 1492 году. И это случилось не во времена сахабов, не во времена имамов - его взял Султан Мухаммад Фатих. По пути на Константинополь Мухаммад Фатих увидел виноградный сад, хозяином которого был армянин. Мухаммад Фатих спросил у этого армянина, не продаст ли он ему, султану, немного винограда, армянин испугался его войска и сказал: «Берите». Представьте себе, что это было за войско: всякий бы испугался.
Воины Мухаммада Фатиха заплатили хозяину сада, и пошли за виноградом, а хозяин стал наблюдать, как они себя поведут. И он увидел, что они аккуратно отрезали виноградные лозы, взвесили их и только тогда забрали.
Тогда армянин воскликнул: «Я не видел воинов с такой чистотой, как у вас. Вы точно возьмете Константинополь!». И они его взяли. Рядом с Константинополем они построили огромную крепость всего за три месяца - Аллах дает помощь тем, кто хранит чистоту.
Теперь представьте, что у нас на рынках творится. С вопросом «Бабушка, почём семечки?» берут пригоршню и грызут, спрашивают «Почем абрикосы?» и без разрешения начинают пробовать, так до конца базара уже доходят с полным животом - вот наша модель поведения.
Так вот мы возвращаемся к тому, что знание (ильм) - это аманат и его нельзя разбрасывать по сторонам. Я говорю об этом по той причине, что видел, как оно разбрасывается.
Когда я учился в Хвартикуни, там был один человек, который сильно хотел выступать с проповедями, так как он получал от этого удовольствие. Разве в такой проповеди будет польза для людей? Разве Аллах даст тавфик (помощь) человеку, который берет на себя такое дело, стремясь к нему из-за прихоти нафса?
Имам аль-Газали пишет в «Ихья», что салафы, отказывались делать насихат, если у них было сильное желание, т.к. не хотели потакать своему нафсу. Мы же творим все, что пожелает нафс: будь то в делах религии или в делах этого мира - и при этом надеемся на то, что Аллах даст нам побед, как сахабам.
Мы забыли их чистоту, их нравы, их намерения - если хочется достижений, как у сахабов, надо жить, как жили они. Мы же хотим получать плоды, как у сахабов, посадив деревья в Европе.
Когда поедете в Хадж, не обманывайтесь там внешним видом, не смотрите, как все, на эти огромные часы, а проанализируйте то, что видите вокруг, чтобы получить пользу от размышлений.
Я однажды был в Умра и как-то зашел в так называемый 5-звездочный отель. И что же: баракат получили от Посланника Аллаха, соллялаху алейхи ва саллям, а внутри, в гостиницах все в английском стиле. Еще и мужчины с бабочками на шее, какая-то особая посуда, европейский этикет и прочее.
А где же Сунна Посланник Аллаха, соллялаху алейхи ва саллям?
Если бы сегодня Кааба была не в Саудовской Аравии, туда хоть кто-нибудь приехал бы? Не поехал бы. Если бы Равда не находилась в Медине, кто-нибудь поехал бы в Саудию? Никто бы туда не поехал - кому оно было бы надо?
Разве в Саудии не должны были понять, что раз у них собирается столько людей из-за пророчества Посланника Аллаха, соллялаху алейхи ва саллям, и его бараката, то следует держаться Сунны Посланника Аллаха, соллялаху алейхи ва саллям, в одежде и во всем, а не вешать бабочки на шею?!
Разве мусульмане об этом не знают? А если не знают, значит такая и будет у нас жизнь - над нами будут издеваться, как пожелают.
Насколько мы будем возвышать Ислам, настолько у нас будет и баракат. Насколько мы его унижаем - настолько мы и опускаемся: все ниже и ниже. Мы говорим о тех, кто возвышает Ислам не на словах, а делами: тех, кто возвеличивает Ислам языком итак предостаточно. Но Аллах смотрит на наши сердца, а не на языки, иначе лицемер не был бы самым худшим из людей. А то, что в наших сердцах, обязательно проявится в наших делах - иначе и не бывает.
Поэтому, повторим, знания - это аманат, их нельзя давать, кому попало. Сегодня распространено травматическое оружие, которое стреляет резиновыми пулями, такое уж у нас положение - наши города стали джунглями, вот все и вооружаются.
Так вот, этот травматический пистолет - разве его дают людям просто так? Нет, сначала надо получить справку о том, что человек не страдает психическими расстройствами, еще какие-то справки и прочее. И только после этого человеку дают этот кусок металла, плюющийся резиной.
Так вот знания, ильм, в тысячу раз опаснее этого пистолета, если они попали к человеку с нечистым намерением.
Поэтому, если глупцам нельзя давать имущество, как об этом сказано в Коране, то знания им тем более нельзя давать.
Абдуль-Кадир ас-Сафади пишет в байтах:
«Скрывай свои знания,
Пока не найдешь того, кто его ищет.
И желай «счастливого пути» невеждам,
Сохраняя себя от их вреда».
То есть Абдуль Кадир ас-Сафади говорит, что нельзя давать таким людям знания.
Я вам расскажу, как мы поступали в Фатхуль-Ислам в Дамаске. Сначала у всех приняли документы, а это было 600 человек. Затем претендентов отсеяли по определенным критериям, и осталось 200 человек. После этого мы, группами по 7-8 человек заходили в кабинет руководителя университета - шейха Абдуль Фаттаха. И в итоге брали только тех, кого выбрали он сам лично.
Когда мы идем на рынок, чтобы купить овец, мы тщательно выбираем среди них лучших, чтобы они не были больными, чтобы откорм давал большой вес и так далее. Почему мы так тщательно выбираем? Верно, потому что это связано с мани-мани - с нашими деньгами, которые мы не хотим потерять.
А кто сказал, что исламское вакфу можно разорять - разве можно его доверять, кому попало? Разве сказано, что его свободно можно тратить на свои нужды? Нет, напротив - нам лучше потерять свои собственные деньги, чем вакф, т.к. вакф используется на благо всей общины. То есть вакуфное имущество нужно беречь еще строже, чем личное.
Поэтому и нужно смотреть, кому передаешь знания.
И именно поэтому Абдуль Кадир ас-Сафади сказал такие слова, которые мы приводили ранее:
«Скрывай свои знания,
Пока не найдешь того, кто его ищет.
И желай «счастливого пути» невеждам,
Сохраняя себя от их вреда».
Имам аш-Шафии пишет в байтах:
«Большая беда - неправедный ученый.
Еще большая беда - поклоняющийся невежда.
Они оба - большая смута для людей,
Которые следуют за ними в религии».
Почему же невежда еще большая беда, чем неправедный ученый, т.е. тот, который не следует своим знаниям? В шархе к Сильку аль-‘Айн сказано, что поклонение невежды как дом в море: его постоянно носит туда-сюда.
Поэтому каждый должен получить тот минимум знаний, который ему необходим.
Имам аш-Шафии говорит о том, кто раздает знания направо и налево:
«Мне бросить жемчуг животным?
Или писать для пастухов красноречивые байты?
Даже если я затеряюсь и пропаду в каком-то скверном городе,
Я не скажу среди них слова мудрости.
Я буду беречь, что есть сил, знание от невежд
И не стану бросать жемчуг баранам».
Поэтому я не даю мутаалимам знаниям, которые помогают им стать имамами или кадиями. За 11 лет обучения я поседел от того, что увидел. Почему поседел? Например, один мой ученик, который долго у меня проучился, дает фетву, что можно продавать посуду из серебра и золота. Я представлял его уровень знаний, т.к. он учился только у меня. Поэтому я знал, что не мог сам отвечать на вопросы, но ему сказали это делать. И вот он сказал, что серебряную и золотую посуду можно продавать. Я ему написал - чего же ты хотя бы не добавил, что использовать такую посуду нельзя?
Я это все рассказываю по той причине, что многое видел. Я не обучаю тому, чтобы давать фетвы, т.к. в Ихья переданы слова имам Суфьяна Саури: «Это имамы мирского держали меня, как лавку», т.е. что они получали у имама Саури знания и затем использовали их как средство зарабатывания денег и положения в обществе - то есть они становились имамами, кадиями и так далее.
Ученый должен удерживать от запретного, или если какой-то невежда может сделать, что возможно приведет его к хараму, ему следует сказать: «Лучше этого не делать, богобоязненные люди отказываются от этого из-за скрупулезности в религии (вара’)».
Ученый не должен быть как бубен, в который может бить всякий, кто пожелает.
Была такая история. Один человек был в тяжбе с другим. Он отправился к кади с топором, протянул ему топор и сказал: «Вынеси решение острое, как лезвие этого топора». Прошло какое-то время, а решения все не было. И тогда человек пошел к кади еще раз и спросил, какое решение. На это кади ответил: «Твой топор съела корова твоего противника», т.е. второй участник тяжбы подарил кади корову, и кади принял решение в его пользу.
В тафсире Рухуль Баян сказано, что в прежних общинах были ученые, которые скрывали сифаты Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, получая за это деньги, имущество или положение. И что в Умме Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, будут люди, которые продают нужные шариатские хукмы за деньги.
Поэтому ученый должен быть чистым от подобного чтобы выносить верные решения по Шариату и чтобы ничто не мешало ему в этом - т.е. он должен быть по-настоящему свободным.
Желание занять пост имама, кресло директора и прочее толкает людей на очень некрасивые поступки.
Поэтому устаз Мухаммад ибн Саадухаджи из Батлуха, кудисса сирруху, говорил: «Альхамдулиллях, у меня нет уровня, которого я стремлюсь достичь, и нет кресла, которое я боюсь потерять».
Когда я только приехал в Чиркей, я говорил: «Для меня найдется такое место где угодно», т.е. работать можно, где пожелаешь, я не держусь за какое-то конкретное место. И так оно и оказалось - я нашел место для работы в другом месте.
И сегодня, любой может занять это место и работать, я найду какое-то другое дело. Если не останется свободных мечетей для ученых, можно найти место и вне мечети - хоть на столбах. Для того, кто хочет работать, всегда есть работа.
Дальше Имам аш-Шафии пишет:
«Тот, кто дал знания невеждам - растратил знание.
А тот, кто не обучил достойного - притеснитель».
Если не обучать тех, что искренне стремится получить знания и использовать их на благо, - это притеснение по отношению к ним. Но если передавать знания каждому встречному, как бесплатный билет в кино, это значит давать ему возможность издеваться над людьми. При таком отношении к знаниям получится то, что мы сегодня имеем в Дагестане.
Дагестан раньше считался истинным сердцем Северного Кавказа, а теперь это «сердце» в таком состоянии, что все мы уже стали посмешищем. Несомненно, это результат того, что мы не делали в свое время необходимую работу.
Когда портятся ученые, невозможно, чтобы общество не испортилось.
Если бы ученые в каждой мечети неустанно наставляли народ и давали ответы на вопросы, все было бы иначе. Тогда мы не нашли бы ГАИшников, собирающих деньги на дорогах, и не было бы врачей, вымогающих деньги у больных, и многого другого не было.
Но каждый занялся своим личным имуществом, личной выгодой и не позаботился об общественном благе и, в конце концов, результат ударил по всем.
Если в каком-то населённом пункте есть источник воды, из которого пьют все, кто здесь живет, разве не важно пристально следить за чистотой воды в этом источнике? Если вода станет вредной для здоровья, это затронет всех в этой местности. Даже если кто-то скажет, что у него дома свой колодец или источник, неужели он думает, что никогда не придется просить воды у соседа?
Есть правило: «Общественное маслаха (блага) выше личного», поэтому общественное благо нужно ставить выше.
Раньше когда мельницы работали на воде, некоторые люди использовали воду, идущую к мельнице, для полива своей земли и из-за этого возникало много конфликтов. И когда стали искать решение по этому вопросу, ученые дали ответ, что в этом случае работа мельницы важнее полива личной земли, т.к. общественное благо выше личного. Раньше не было таких продовольственных потоков, как сейчас, и работающая мельница была нужна всем.
Но мы забыли об этом правиле, т.к. мы стали невежественными и оставили религию.
Что же происходит, когда знания получает недостойный человек? Первый год он ведет себя тише воды, ниже травы, ходит, опустив голову. Затем на втором или третьем году обучения уже начинает смотреть выше, а когда он доживет до 35-40, он уже поднимает голову высоко и начинает играть знаниями. Если доживет до 50 лет, он отрастит себе длинную бороду и начнет строить из себя муршида, т.е. станет лже-шейхом, или будет ради денег писать сабабы или займется еще чем-то подобным, чтобы монетизировать свои знания.
И затем мы все вместе пожинаем плоды их грязных дел.
Я говорил, когда преподавал в медресе, если бы я принимал решения, то оставил бы здесь 30% учащихся, а остальных отправил бы домой после обучениям обязательным основам Ислама.
Но сегодня, к сожалению, все совсем не так. Сегодня в большинстве медресе бардак и никто не следит за мутаалимами. Выходит так, что дети не получают воспитания родителей и не получают должного воспитания в медресе, т.е. остаются без воспитания. Поэтому даже если вы отдали ребенка в медресе, надо тщательно следить за ним и не бросать его воспитание другим.
Каждый мусульманин и мусульманка обязаны получить обязательные знания религии, поскольку без этого знания люди не могут поклоняться, так же как не может человек заниматься торговлей без элементарных знаний арифметики. А если даже он и займется торговлей, то по большей части, над ним будут издеваться, т.е. обманывать.
Сколько лет прошло с тех пор, как дали свободу религии, а люди у нас до сих пор не умеют правильно совершать намаз. Но мы обязательно ответим перед Аллахом за то, как использовали свои знания.
Знания придают человеку сил. Если человек без знаний, например, поедет совершать Хадж, он будет следить то за одним, то за другим и в итоге во что превратиться его Хадж? А если он не только изучит условия и составные части Хаджа?
Если он еще узнает историю Каабы, кто впервые ее построил, изучит сиру Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, узнает, как он совершал даават в Мекке, затем совершил Хиджру в Медину, как жил там, изучит газават при Бадре, Ухуде, Газавату Хунайн и другие газаваты, узнает о том, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ушел из этой жизни, - будет в этом случае его хадж отличаться от хаджа невежды?
Знания приносят плоды в виде деяний. Если тот, кто изучает религию, слаб с точки зрения деяний, значит он еще не достиг того уровня знания, который приведет его к деяниям.
Далее имам аль-Газали говорит:
«…Твой учитель похож на того, кто продает саблю разбойникам…».
Тут можно сказать, мол, ведь никто не заглянул в сердце человека и не знает наверняка, кто он такой.
На самом деле эти слова - ложь. Например, если бы этот ученый продавал свое имущество, разве он не уточнил бы у людей, надежен ли человек, который хочет купить это имущество? Так вот за тем, кому мы передаем знания, необходимо следить намного тщательней, чем за тем, кому мы передаем имущество.
Приведу другой пример. В нашем селении всех умерших мужчин омывает Бахауддин-хаджи. Когда это дело поручают кому-то другому, все начинают оправдываться, мол, мне становится не по себе, когда я мою тело покойного.
Подсказать вам, как сделать так, чтобы людям не было «не по себе»? Пусть богатые люди напишут в завещании, что отдадут свою машину тому, кто их будет омывать, - тогда не найдется того, кому будет не по себе, все станут людьми с очень крепкими сердцами.
Когда касается денег, все становится понятным. Если бы за каждый джамаат-намаз давали бы по 50 рублей, то люди бы приходили в мечеть на все 5 намазов. А если бы по 100 рублей давали, еще и на крыше не нашлось бы пустого места.
«Кто бы ни помог другому в грехе хоть полусловом, он - соучастник этого греха».
Аллах сказал в Коране:
«Помогайте друг другу, о, вы, кто верует, в благочестии, благодеяниях и соблюдении обрядов Аллаха, Его шариата и заветов. И не помогайте в злодеяниях, грехах, вражде и в неповиновении Аллаху. Бойтесь Аллаха! Поистине, Аллах силён в наказании!».
Поэтому если человек содействует совершению греха, его ждут такие же беды, как и того, кто совершает этот грех.
Посланника Аллаха, соллялаху алейхи ва саллям, проклял всех, кто имеет отношение к алкоголю: тем, кто участвует в производстве, продает, перевозит, хранит, того, для кого его везут, того кто пьет, того, кто спаивает, кто зарабатывает на этом и так далее.
Передают от Имама Ахмада (Шархуль Умдат, 4 том, 395 стр.):
«Шить одежды для воинов-притеснителей - это тоже притеснение».
У нас же много примеров содействия грехам.
В наших магазинах продают открытую одежду. Какой хукм продажи этой одежды? Этот харам. Даже для мужчин уже продается такая одежда, что не закрывает те места, которые необходимо закрывать, что уж говорить про женскую одежду.
У нас продают сырье для заводов, которые производят алкоголь, будь то фрукты, овощи или пшеница. Я пока еще даже не говорю о том, что у нас производят коньяк и прочие мерзости.
Сегодня, чтобы сохранять религию, нужно иметь большое мужество. В чем это мужество? В том, чтобы бежать от запретных денег и зарабатывать дозволенными способами. Многие люди могут считать себя очень крепкими, но они могут сильно измениться, как увидят блеск этого мира.
Об этом мы, иншаАллах, расскажем подробнее, если Аллах нам предписал это.
На этом мы завершаем наш урок.
Хвала Аллаху, Господу миров.