Оригинал взят у
aleksej в
Леонид Соколов "Знать историю" , часть IСтатья публиковалась в сборнике И завтра жить, Львов: Цивилизация, 2000, с.111-125
Публ. по : Труханенко А.В.(сост.): Акценты круглого стола на тему „Русофильство в австрийской Галиции: современные исторические исследования и уроки“ (по материалам круглого стола, состоявшегося 02.12.2000 года в Русском культурном центре г.Львова), Львов: 2002, с.17-27
Одним из наиболее ярких лозунгов в период „перестройки“ был лозунг национального возрождения. Именно национальная идея после крушения „империи“ должна была вывести народы бывшего Союза на путь благоденствия и процветания. Неотъемлемым элементом национальной идеи в Украине объявлялась неприязнь к русским. По этому поводу сразу же появилась масса публикаций, в которых настойчиво старались внушить людям мысль о существовании давней, вековечной вражды украинцев в России. Но прошло несколько лет, суровая реальность развеяла возникшие поначалу надежды на быстрый расцвет Украины, и на самом высоком уровне было признано, что „национальна iдея не спрацювала“, и большая часть Украины не восприняла предложенную трактовку. Консолидировать нацию на основе ненависти к Москве не удалось.
Однако в нашем государстве существует регион, где украинская идея именно в таком варианте пользуется поддержкой. Это-Галичина. В чем причины такого отличия ее взглядов от восточной Украины?
Простейшее объяснение сводится к тому, что мол, западные области после установления советской власти в 1939 году очень пострадали от репрессий тоталитаризма. Однако восточные области пострадали от этих же бед не в меньшей, а, может быть, и в большей степени.
Свидетельство того, что указанные различия во взглядах между галичанами и восточными украинцами не являются порождением советской власти, а имеют более давние корни, находим, например, в воспоминаниях П.Скоропадского, бывшего гетманом Украины в 1918 г. Говоря о галичанах, он отмечал: „...их культура из-за исторических причин слишком разниться от нашей. Затем, среди них слишком много узких фанатиков, в особенности в смысле исповедования ненависти к России“ [1]; „...наш украинец будет всегда украинцем русским, в отличие от „галицких“ украинцев“[2].
Обратившись в поисках причин такого явления к истории Галичины XIX-начала XX вв., мы обнаружим, во-первых, что в наше время, несмотря на объявленную гласность и восстановление исторической правды, от современного массового читателя тщательно скрывается значительная часть исторического материала, относящегося к данному периоду. Во-вторых, мы обнаружим, что ненависть к России действительно уже имела место, но она была присуща не всем галичанам, и была привита им искусственно, исходя из определённых политических целей.
Приведём отрывок из статьи, опубликованной во львовской газете „Прикарпатская Русь“ в 1910 году:
„Разбойная тактика украинофиловъ превзошла самое себя в послЪдней избирательной борьбЪ, разыгрывающейся в стрыйскомЪ округЪ. Издающаяся в СтрыЪ газетная тряпка „Пiдгiрська Рада“ накликает открыто и явно къ погромамъ русскихъ людей; (...) Въ послЪднемъ, 16 номерЪ от 1 н.ст. сентября т.г. той же газетки читаемъ такой пассусъ: „Можемо однак впевнити власти,що, наколи вони будуть так байдужно з боку глядiти на таке провокацiйне вщiплювання росiйщини на нашiм ґрунтi, а що бiльше попирати (?!) сю злочинну роботу, то наш нарiд положить сам кiнець чорносотенщинi i винищить Московщину до нащадку всiми можливими способами, хоч би се його мало сотки жертв коштувати ... I НЕ СТАНЕ ВКОРОТЦI СУХИХ ВЕРБ, ЩОБ ЗАВIСИТИ НА НИХ РЕНЕГАТСЬКЕ, КАЦАПСЬКЕ СТЕРВО (здесь и далее выделенные мною слова в тексте подчеркнуты-
aleksej)! Нищити тих собак без милосердия се наша девiза i будемо нищити без помилування.“
Сами эти угрозы намъ, положимъ, ни по-чемъ; для цЪлей самообороны у нашего Ивана найдется тоже колъ и сухая верба; (...)
Однако важно то, что что такiя наущенiя и поощренiя пускаются въ народъ противъ того же народа, въ крестьянскую массу противъ такой же массы бокъ о бокъ живущей. (...)
Но где же ты, ц.к. прокурорскiй надзоръ? Не спишь-ли г. прокуроръ? Когда въ „ГолосЪ Народа“ напечатаютъ въ приличномъ тонЪ критику дЪйствий гр. Шептицкаго, ты уже замЪтил нарушение закона, а когда въ ряды русскаго народа пускаютъ такую опасность, водворяют дикую анархiю, ты, г.прокуроръ, этого не замЪчаешь. Али милЪе тебЪ гр. Шептицкiй, нежели четыре миллiона русскаго крестьянства, которое сумасшедшiе твои лакеи науськиваютъ на братоубiйственную борьбу?“[3]
[1] Скоропадський, П.: Спогади, Київ-Фiладельфiя, 1995, с.52
[2] Там же, с.255
[3] Прикарпатская Русь, 23 августа (5 сентября) 1910, N 275