Китайская «революция яппи» и потребительско-геополитическая экспансия 2

Sep 28, 2011 12:07

Оригинал взят у skurlatov в Китайская «революция яппи» и потребительско-геополитическая экспансия 2
На последней странице "Фотофиниш" последнего номера прекрасного еженедельного журнала "Огонёк" (Москва, 26 сентября 2011 года, № 38 /5197/, стр. 54) воспроизведена фотография Мао Цзэдуна 1950-го года из редакционного архива (фотограф: Вл. Микоша):




Подпись гласит - "Одна из китайских пословиц, опубликованных в январском номере "Огонька" за 1950 год, гласила: "У богатых память коротка". Поскольку за годы экономических реформ в Китае образовался почти миллион миллионеров, напомним им, что в декабре 1949-го, через пару месяцев после того, как в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика, в Москву, на 70-летие Сталина, приезжал председатель Центрального народного правительства КНР Мао Цзэдун. Журнал опубликовал его портрет на обложке, а в одном из текстов внутри писал: "От системы капитализма отпала гигантская страна, одна из самых больших стран с почти полумиллиардным населением..." Сегодня, спустя более 60 лет, отпавшая от системы капитализма страна номинально остается коммунистической, сохраняет традиции бережливости и воспитанное при Мао презрение к потребительству, но при этом китайцы разбогатели и стали крупнейшими в мире потребителями. Читайте об этом в материале "Чао, Мао!" (стр. 46-49)".

И я заканчиваю эту перепечатку отрывков из книги оксфордского профессора Карла Герта "Куда пойдет Китай, туда пойдет мир: Как китайские потребители меняют правила игры" (русское издание Юнайтед Пресс, 2011, 272 стр.). В этой книге рассматривается фантастический взлёт китайского "среднего класса", особенно впечатляющий на фоне некоторого упадка-обессиливания американских "средних". Плюсы и минусы здесь перемешаны, важно отделять зерна от плевел, и ещё важнее видеть тренд, а он нацелен на модернизированное и более-менее демократическое будущее нового мирового лидера - китайского. И в книге интересны "мелочи", высвечивающие суть происходящего, - в частности, такое явление, как возникновение чуть ли не института "китайских гейш", напоминающих нынешних японских:




Рынок сексуальных услуг в стране так же огромен, как автомобильный и предметов роскоши; Продажи ювелирных компаний достигают в Поднебесной миллиардных сумм (Фото: Carolyn Drake/Panos Pictures/Agency.Photographer.ru)

"Эти "вторые жены" занимают особое место в структуре китайского потребительского рынка. Они представляют собой высшую категорию в секторе сексуальных услуг, который включает в себя и уличных профессионалок, и фабричных девушек, время от времени отдающихся за деньги, и хостес из массажных салонов, караоке-клубов и ночных баров любого ранга. Внутри этой категории тоже существует градация престижности - от неприхотливых и сговорчивых до дорогих и требовательных,- учитывающая красоту, образование, национальность и происхождение.

Как и многие другие потребительские практики в Китае, рынок наложниц сначала держался в тени, а потом заработал открыто. Дорогих наложниц женатые бизнесмены, демонстрируя обеспеченность и тонкий вкус, водят в шикарные ночные заведения, а тех, что подешевле, берут на работу секретаршами.

Иногда положение любовницы позволяет женщине скопить достаточно, чтобы разбогатеть... Бывают и случаи, когда наложницы управляют своими покровителями. В городе Баоцзи в провинции Шаньси политическую карьеру местного первого секретаря, известного в народе как "мэр Гульфик", погубили откровения одной из его 11 любовниц. Но при всех материальных выгодах и потребительских радостях положение наложницы довольно опасно. Как отмечает Рейчел Девоскин, эрнай, как и все, кто продает свое тело, "беззащитны перед помыканиями, их не охраняет ни диплом, ни карьера, ни пенсионный план, и часто после тридцати они оказываются не у дел. Великосветским эрнай все чаще осложняют жизнь скандалы и коррупция. Они запрещены законом, а их гордо выставляют напоказ; их превозносят и осуждают одновременно, как всегда и бывало с наложницами".

Главным противником свободного рынка наложниц стало государство, которое нередко смотрит сквозь пальцы на проституцию, однако намерено поприжать развивающуюся культуру любовниц, особенно после отчета 2000 года, сообщавшего, что 90% коррумпированных аппаратчиков содержали "вторых жен". Китайские медиа и народная молва без конца обсуждают громкие разоблачения чиновников, тративших неправедно добытые доходы на содержание вторых (а иногда и третьих и четвертых) жен. Это настолько обычное дело, что, согласно активисту антикоррупционного движения Ли Синьдэ, в Китае даже появилась поговорка: "За каждым чиновным вором стоит, по крайней мере, одна любовница". Правительственные разыскания вполне подтверждают эту народную мудрость. Установлено, например, что из 102 чиновников, проворовавшихся в 1999 году в провинции Гуандун, внебрачная связь была у каждого.

Сейчас в Китае законная жена получает право на все совместное имущество, если изобличит мужа в связи с эрнай, хотя в суд идут немногие. Пожалуй, самый громкий скандал случился в январе 2008 года: известная телеведущая Ху Цзывэй ворвалась в павильон, где шло в живом эфире открытие нового олимпийского спортивного телеканала, и накинулась на своего мужа, популярного спортивного комментатора и красавца, с обвинениями в супружеской неверности, заявив даже, что Китаю никогда не стать великой державой, пока он терпит такое отношение к узам брака. Или вот еще один пример эффекта домино от быстрого развития потребительских рынков - частные детективы, специализирующиеся на выслеживании неверных мужей. Так, детективное агентство "Дэбан", основанное в городе Чэнду некой разведенной женщиной, открыло филиалы в нескольких городах и нанимает больше 100 сотрудников. Китаянки больше не намерены мириться с изменами мужей, и отчасти из-за этого число разводов в стране достигло 1,4 млн в 2007 году, то есть выросло за год на 20%, а с начала реформ выросло пятикратно".

Но не только проблемами излишеств роскоши занят Китай, но и решением геополитических задач, в том числе связанных с освоением "советского наследства". На эту тему - заметка Александра Габуева "Китай заходит с запада" (Коммерсантъ Власть, Москва, 26 сентября 2011 года, № 38 /942/):




Дружественный прием, оказанный Виктором Януковичем Ху Цзиньтао в Киеве, обогатил Украину инвестициями, а КНР - военными технологиями (Фото: Reuters); Александр Лукашенко принимает в Минске могущественного члена правящей китайско-коммунистической "девятки" У Банго

"Китай начал обосновываться на тех рубежах СНГ, которые Москва до сих пор считала зоной своих исключительных интересов и охраняла от влияния Запада. Инвестиции в Украину и Белоруссию являются частью долгосрочной игры Пекина - в том числе с Россией.

Новый друг батьки

С конца прошлого года мировые лидеры обходят Минск стороной. США и страны ЕС предпочитают не иметь дел с режимом Александра Лукашенко из-за жесткого подавления оппозиционных выступлений в ходе президентских выборов в декабре. Да и ближайшие соседи стараются без лишней надобности не контактировать с Лукашенко. Например, за весь год российский президент Дмитрий Медведев ни разу не съездил в гости к своему собрату по Союзному государству (они один раз мельком виделись в Сочи и на неформальном саммите ОДКБ в Казахстане). Лишь премьер РФ Владимир Путин в марте и в мае заезжал в Минск на заседания совмина Союзного государства и стран Таможенного союза, но оба раза после окончания мероприятий спешно покидал Белоруссию без подписания значимых документов.

В этих условиях 70-летний китаец У Банго, посетивший Минск на прошлой неделе, стал самым высокопоставленным после Путина зарубежным гостем в Белоруссии в этом году. В Китае товарищ У занимает вторую строчку во властной иерархии, возглавляя Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - собирающегося раз в год аналога парламента. И судя по тональности, в которой с ним общался Лукашенко, товарищ У оказался куда более дорогим гостем, чем Путин, которого белорусский президент весь прошлый год обвинял в желании поставить Минск на колени. "В любую минуту Китай готов подставить Белоруссии свое дружеское плечо. Миллиардные китайские льготные кредиты и прямые инвестиции активно работают на модернизацию белорусской экономики, внедрение передовых технологий и инноваций,- говорил Лукашенко.- Мы благодарны за колоссальную поддержку - и моральную, и материальную".

О материальной поддержке Лукашенко упомянул совсем неслучайно. В ходе переговоров У Банго сообщил, что Пекин выделил Белоруссии льготный кредит в $1 млрд, а также 70 млн юаней (около $11 млн) в виде гранта. Эти средства пойдут на реализацию совместных проектов, соглашения о которых были подписаны в ходе визита. Пекин профинансирует строительство Витебской ГЭС на Западной Двине, модернизацию Добрушской бумажной фабрики, строительство завода по производству соды в Гомельской области, создание системы спутниковой связи на территории Белоруссии силами китайской компании "Великая стена", а также создание совместного индустриального парка.

Более того, У Банго и белорусский премьер Михаил Мясникович подписали соглашение "О финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в Белоруссию в 2011-2013 годах". Этот документ закладывает юридическую базу для участия китайских инвесторов в приватизации белорусских активов. Подобных соглашений с другими государствами Минск раньше не подписывал. Хотя, например, Россия не первый год мечтает поучаствовать в приватизации белорусских предприятий (нефтеперерабатывающие и молочные заводы, "Беларуськалий", МАЗ, БМЗ и БелАЗ). Эта задача вписана даже в подготовленную МИД РФ по поручению президента Медведева "Программу эффективного использования внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития РФ". Отказ Минска продать активы по устраивающей Москву цене уже приводил к молочной войне 2009 года и нефтяной войне 2010 года, но вожделенные активы российские структуры так и не получили.

Китайский кредит оказался для Минска как нельзя кстати. Сейчас экономика Белоруссии переживает далеко не лучшие времена. Курс национальной валюты по отношению к доллару США за год упал в восемь раз, а недельная инфляция в Белоруссии превышает 3%. Минск обращался за помощью к ЕврАзЭС, но в июне вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин говорил, что Белоруссия получит $3 млрд только при условии приватизации, после чего Минск взял паузу. Китайцы же оказались более расторопными. Тем более что выданный на прошлой неделе миллиардный кредит Минску - уже второй за последние два года.

Провожая У Банго, Александр Лукашенко долго благодарил его и просил передать приветы всему политбюро во главе с товарищем Ху Цзиньтао. Китайский гость в ответ обещал, что Пекин своего нового друга в беде не бросит.

Десять лет спустя

Белоруссия - далеко не единственная страна на западных рубежах СНГ, куда в последнее время устремляются взоры китайских чиновников. Не обошел Пекин своим вниманием и Украину. В июне туда с государственным визитом прибыл председатель КНР Ху Цзиньтао, он стал первым китайским лидером, посетившим Украину за последние десять лет. Товарищ Ху подписал с президентом Виктором Януковичем декларацию, согласно которой Украина официально стала стратегическим партнером КНР: на постсоветском пространстве этот статус раньше имели только РФ и Казахстан.

В декларации намечена цель довести товарооборот между двумя странами с $6,1 млрд в 2010 году до $10 млрд к концу 2012-го. Для реализации этой задачи Пекин уже прикладывает немалые усилия. В ходе визита были подписаны контракты на сумму $2 млрд, в том числе по строительству скоростной железной дороги от Киева до аэропорта Борисполь, возведению объектов энергетики. Объем уже реализуемых соглашений украинские чиновники оценили в $4 млрд, а на развитие новых проектов Китай, как и в случае с Минском, готов выделять льготные кредиты.

В отличие от Белоруссии на Украине Китай не стремится включиться в гонку по приватизации местных активов. Пекин в основном инвестирует в строительство промышленных объектов силами китайских компаний и по китайским технологиям. Еще одна сфера сотрудничества, которая крайне интересует Китай,- военно-промышленный комплекс Украины.

Киев уже активно помогает Поднебесной укреплять военную мощь. Первый китайский авианосец, который Пекин обещает спустить на воду к концу 2011 года,- это купленный у Украины в 1998 году за $20 млн недостроенный крейсер "Варяг". Авианосец, который по-китайски будет называться "Ши Лан", получит газотурбинные установки DN80 - экспортную версию украинских двигателей UGT 25000, которые выпускаются на заводе в Харбине по украинской лицензии. Теперь Пекин хочет получить технологии производства таких установок для того, чтобы оснащать ими следующие авианосцы, которые будут строиться уже в Китае. Кроме того, Украина собирается также продать Китаю до четырех десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр". Пекин планирует закупить и технологию, чтобы впоследствии производить такие корабли у себя. Военным КНР также интересны и противотанковые ракеты, ракеты R-27T/R класса "воздух-воздух" киевского завода "Артем", а также производимый в Харькове дизельный двигатель для танков 6TD-2.

Так что Украина вполне может стать для Китая источником военных технологий, которые в последние годы не продает Пекину Москва. А КНР для Украины - источником инвестиций.

Долгая партия

Китайские дипломаты в разговорах с "Властью" отмечают, что проснувшийся у Пекина в последние годы интерес к западным рубежам СНГ не внезапная прихоть, а часть долгосрочной стратегии. "В Белоруссии, Украине, Молдавии большой потенциал роста и большая потребность в инвестициях, так что мы будем охотно сотрудничать со всеми странами региона,- говорит один из них.- Наш приход сюда - всерьез и надолго".

До недавних пор на просторах бывшего СССР китайцев интересовали преимущественно страны, обладающие большими запасами углеводородов и способные стать сырьевым придатком для мировой фабрики XXI века, в которую превратилась Поднебесная. Руководители Китая развивали связи с Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией (а также с небогатой на углеводороды, но имеющую общую с КНР границу Киргизией). Однако теперь китайское присутствие в трех западных республиках бывшего СССР быстро нарастает.

Интерес Китая к этим странам вызван прежде всего возможностью экспорта своих технологий. В условиях кризиса спрос на китайскую продукцию на рынках США и ЕС снижается, а сохранить загруженность производственных мощностей и поддержать уровень занятости Пекину жизненно необходимо, чтобы избежать социальных волнений. Поэтому Китай и придумал оригинальную схему поддержания своего экспорта, рассказывает "Власти" собеседник в одной из крупных машиностроительных корпораций КНР: Пекин дает кредиты, на которые китайские компании строят объекты с применением китайских технологий. "И заводы работают, и технологии наши распространяются по миру",- радуется он.

Впрочем, эксперты убеждены, что в действиях Пекина есть и более долгосрочный геополитический расчет. "Решительные действия Китая направлены в первую очередь на расширение своего экономического присутствия в Восточной Европе",- заявил "Власти" начальник отдела зарубежных инвестиций ИФК "Солид" Владимир Свинаренко. Превращение в крупного игрока в Восточной Европе позволит Китаю получить новые козыри на переговорах со странами, для которых этот регион является жизненно важным,- в том числе с Евросоюзом и Россией. Во многом эта тактика напоминает одну из 36 китайских стратагем: "Дружить с дальним, чтобы атаковать ближнего"".

Китай, экономика, дипломатия, Украина, Белоруссия, "сталинизЪм", развал России, потреблядство

Previous post Next post
Up