Zugzwang (нем. Zug - ход и Zwang - принуждение) - «принуждение к ходу».
Положение в шахматной или шашечной партии, при котором один из соперников обязан и вынужден сделать очередной ход, но любой ход ведёт к ухудшению его позиции и в итоге - к проигрышу.
При цугцванге у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных или нейтральных ходов, и передвижение любой из фигур ведёт к ухудшению собственной позиции.
Термин употребляется не только в шахматах, но и в других видах спорта (бильярд, кёрлинг), в азартных и настольных играх (нарды, карты), а также во многих областях жизнедеятельности и даже в быту.
Например, в значении, когда любое действие или бездействие всё равно приведёт к ухудшению ситуации, то есть «делать нельзя и не делать нельзя».
Цугцванг коренным образом отличается от цейтнота. Последний означает недостаток времени для обдумывания ходов в шахматной партии (или для решений и действий в жизни). Но верный, хороший и даже выигрышный ход может быть найден, пусть даже и в экстремально сжатый срок. При цугцванге же времени может быть вполне достаточно, но в результате ситуация неизбежно ухудшится, ибо такого хода не существует даже теоретически.
Есть также принципиальное различие между цугцвангом и «выбором меньшего из двух зол» : какой бы вариант продолжения партии игрок не выбрал (даже кажущийся оптимальным, даже с жертвой фигуры или с нестандартным, остроумным ходом), он в равной степени будет плохим, проигрышным.
Успешных позиций вам, друзья !