Уснея

Jun 03, 2010 15:43

Прошу прощения, что не отвечал на комменты в старых постах, ибо я в отъезде еще пару месяцев и в интернет не очень заглядываю.

Вот заглянул - и что-то сразу вспомнился мэтр Тоиди Копсу: "лекарства из трупов и размолотых костей... пипец подкрался незаметно... такое впечатление что целый отдел антихристиан сидит и выдумывает, как бы такую-вотэдакую глупость сочинить, чтобы до всех сразу дошло как тогда было плохо"  © Успокоитель
(казалось бы, при чем здесь вообще какие-то антихристиане?)

А ведь с каждым годом становится все хуже - теперь этот живущий в голове Успока «целый отдел антихристиан» пробрался даже в гуглбукс и вывешивает там всякие - поддельные, несомненно! - трактаты. Доколе? Вот, например, труд доктора богословия Джона Кеофа, который я как-то уже цитировал, выложен теперь целиком в первой редакции 1739 года.

Священник Джон Кеоф в многократно переиздаваемом в середине XVIII века трактате Zoologia medicinalis рассказывает нам о новых передовых методах лечения своего времени.

Советы в основном стандартные: от колдовства помогает ношение на пальце кольца из копыта осла, ослиный жир - от огня св. Антония, мозоли с ног осла - от лысины, грязь из ушей - от колик, навоз - от подагры, а если из носа течет кровь - то навозом надо мазать лоб. От эпилепсии - вываренные «до сладости» человеческие экскременты или растолченные испражнения младенца. Нечистоты и дерьмо следует наносить на раны для их лучшего заживления, что-то там еще надо делать с соскобленным со стенок ночного горшка ингредиентом, волосами и ногтями, ну и тому подобная Мудрость Предков™, которую читать не особо и интересно, все это вскоре и Малахов по телевизору будет рассказвать.

Но вообще-то раздел о целебности человеческих тел там неплох, есть много полезных каннибальских советов:
При головокружениях и падучей болезни св. отец рекомендует толченое человеческое сердце - по щепотке с утра на голодный желудок. В отличие от ослиного сердца, которое, согласно священнику, надлежало есть по две щепотки только в новолуние, человеческое помогает в любое время. Кости человеческого запястья также следует растолочь и принимать от эпилепсии по утрам. Порошок из черепа можно принимать не только утром, но и перед сном, он хорошо помогает при различных болезнях головы. От падучей болезни можно спастись дистиллятом человеческого мозга. Экстракт человеческой желчи, впрочем, по мнению богослова, следовало применять наружно - капать в уши от глухоты, а мох, растущий на черепе мертвеца - засовывать в нос от кровотечения*. По утрам же от эпилепсии полезно пить теплую кровь по пол унции. Если свежей крови вдруг под рукой не оказалось - то сушеную кровь следует развести в воде с корицей и пить натощак, а потом делать зарядку, пока пот не прошибет.
ТрактатЪ здесь, стр. 98-103



* Насчет «мха с черепа» (Usnea Cranii Humani), лишайника, который применялся даже чаще дистиллята из жаб и вшей,  у многих не наблюдалось полного согласия. Некоторые считали, что он лучше действует, когда луна входит в созвездие Девы, другие рекомендовали только мох, выращенный на черепе повешенного, особенно эффективный, если преступник был повешен в цепях. А Парацельс утверждал, что мох с любого трупа одинаково хорош. (P. Modenesi. Skull lichens: A curious chapter in the history of phytotherapy, Fitoterapia 80 (2009) 145-148). Ван Хелмонт (1579-1644) настаивал, что подойдет даже череп иезуита (Canadian Journal of History, aug, 2003). «Usnea оставался официальным лекарством в английской фармакопее до 19-го века». (Антропофагия в пост-Ренессансной Европе: традиция медицинского каннибализма).
PS/ Ричард Сагг готовится выпустить книгу «Трупная медицина: мумии, людоеды и вампиры: человеческое тело в религии. Медицина и наука от Шекспира до Дракулы». Вот его статья в Ланцете.

Будьте здоровы!

PS2/ Классика симпатической магии: когда для лечения раны использовали мазь из этого мха-с-черепа - ей натирали не саму рану, а то оружие, которое эту рану нанесло.

медицина, прекрасное средневековье

Previous post Next post
Up