Великое чудо случилось в церкви Сан-Легонций - во время таинства Святого причастия вино и хлеб превратились в живую плоть и кровь Христа. За комментариями по поводу чудесных даров храма Ланчано мы обратились к православному священнику отцу Алексею Морозу, кандидату педагогических наук.
- Мне известно о том, что такие реликвии имеются, - говорит отец Алексей. - Но нужно помнить, что обращение по молитве вина в кровь, а просфоры в плоть Христа происходит каждый день во время совершения таинства причастия. И даже в каноне прописано, что если вдруг священнику привидится, что он держит в руках настоящую плоть и в бокале настоящая кровь, то это дается ему в наущение, в наказание за сомнения. (
Не нужно сомневаться!)
«На каждой литургии совершается это страшное таинство пресуществления хлеба и вина в истинную Плоть и Кровь Христовы... (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
3 декабря 1949 г.)
Это великое и страшное Таинство, святые отцы отмечали даже, что объяснить Его языком человеческим невозможно. (
Серафимовский монастырь)
Было много сомневающихся, что хлеб и вино пресуществляются действительно в Тело и Кровь Христовы. Не раз, а много раз Господь чудесно вразумлял таких сомневающихся. До нас дошло истинное предание о том, что некая женщина в Риме пекла просфоры и приносила их св. Григорию Двоеслову, папе Римскому.
Когда св. Григорий однажды причащал ее, она усмехнулась. Он спросил ее: «Что же ты смеешься?» «Как же мне не смеяться, - отвечала она, - когда я сама, своими руками, пекла этот хлеб, а ты говоришь, что это подлинное Тело Христово».
Св. Григорий возвел тогда очи свои на небо и помолился Богу о том, чтобы Он убедил эту женщину, что будет она причащаться подлинного Тела и подлинной Крови Христовой. И по молитве его хлеб и вино внезапно превратились в подлинную плоть и кровь человеческую. И увидев это, женщина затрепетала в страхе». (Святитель Лука. Проповедь на
3 мая 1945)
А где же все-таки истоки такой незамутненной веры в хлеб, превращающийся в кровавую плоть? Был ли некий физический феномен, спровоцировавший суеверие? Ведь обычно мифы возникают не из воздуха, очень часто за ними стоит какое-нибудь реальное явление. Как родилось это Страшное Таинство™, как его называют православные, о котором нельзя даже спрашивать и вообще «надо говорить шепотом», как
рекомендует о. Пафнутий (Жуков)?
Поэтому, дабы не оскорбить ничьи религиозные чувства, прошу считать, что нижеследующее (то есть то, что «объяснить языком человеческим невозможно») я пишу шепотом.
Вообще говоря, истоки эти давно и хорошо известны. Это, можно сказать, почти двухсотлетний баян, ибо ответ был получен еще в 1819 году - за хлеб цвета крови ответственна бактерия Serratia marcescens, давно известная под именем: «палочка „чудесной крови“».
«известный вопрос, что делает жрец, чтобы удержаться от смеха при встрече с товарищем, принадлежит Катону» (Моммзен Т. История Рима). Вот так вот. А не Цицерон вовсе. Даже здесь обман;) Но на актуальность вопроса это не влияет.
Палочка «чудесной крови»
«Ее слава вызвана кроваво-красным пигментом, вырабатываемую ее организмом в процессе метаболизма, который принимали за свежую кровь. В ранней греческой и римской истории, такие „кровавые“ эпизоды рассматривались как проявления божественной судьбы; в средневековой Европе они совпали с развитием церковной доктрины относительно святого причастия и имели намного более зловещий эффект. В многочисленных случаях между 1300 и 1500 нашей эры гостии давали „кровавое“ проявление и приводили к массовой резне евреев, которые обвинялись в попытках осквернения евхаристии».
(Drug Intelligence & Clinical Pharmacy:
Vol. 12, No. 11, pp. 674-679. 1978)
Впрочем, все это есть даже в простом словаре Брокгауза:
«Благодаря своему пигменту, поразительно похожему на кровь, B. prodigiosum, бактерия „чудесной крови“ (Wunderblut) играла немалую роль в былые времена... В средние века такое чудо превращения хлеба в кровь (transsubstantiatio) не составляло редкости. Особый ужас возбуждало появление "крови" в церкви на гостиях, т. е. на облатках, служащих для причащения у католиков и лютеран. Невежественная толпа в паническом страхе требовала искупительных жертв, которыми часто являлись евреи. "Чудесная кровь" появлялась внезапно в разных местах, имея обыкновенно характер скоротечных эпидемий.
[
Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]
Эффект палочки проявляется как капли крови, поэтому и возникло поверие, что евреи да еретики протыкают святые католические гостии.
Об этих повериях и об евреях с мешками украденных сочащихся кровью гостий был как-то
хороший пост у bertalda с серией фресок Паоло Уччелло. Рекомендую ознакомиться.
«До недавнего времени сапрофитами считали бактерии рода Серрациа, называемые иначе „палочкой чудесной крови“. С этими бактериями в прошлом было связано немало суеверий. …В 1383 году небольшой германский город Вильснак охватило смятение. В местной церкви на гостиях (так у католиков называются лепешки для причастия) стали появляться зловещие красные пятна. Попытки смыть их водой ни к чему не приводили - пятна появлялись вновь и притом в большем количестве. Все непонятные явления в те далекие времена объясняли чаще всего колдовством. И священнослужители вильснакской церкви не замедлили найти подходящее объяснение происходящему. Вина за появление пятен была возложена на еретиков: это они-де с умыслом прокалывают гостии, которые начинают кровоточить. В пламени костров и от побоев разъяренной толпы погибли сотни безвинных жертв. В средневековой Италии, где кроваво-красные пятнышки нередко появлялись на церковных тканях и хлебах, их расценивали как „капли крови господа“».
(К. Н. Токаревич, Т. И. Грекова. По следам минувших эпидемий. Л., Лениздат, 1986)
***
Это основная причина, но не единственная - были и случаи, когда «кровавый хлеб» выглядел скорее не просто покрытым пятнами крови, а был красным целиком, по крайней мере хроники иногда описывают нечто похожее на это. Например, я как-то уже упоминал
Кельнскую хронику на 1186 год:
«В Трире на Троицу, выпавшую на 1 июня, когда отмечался также праздник святого Симеона, некие люди наполнили печь хлебом, который они должны были выпечь, однако он весь превратился в кровь».
Речь здесь, похоже, идет не о пресных пшеничных лепешках - гостиях, а о ржаном квасном хлебе. Случилось ли в день известного деассинезатора Симеона-затворника (да-да, это тот самый) что-то другое с хлебом? Вероятно, да. В данном случае это не кажется похожим ни на «чудесную кровь», ни на известную «красную хлебную плесень» (Neurospora). Это мог быть, например, грибок Fusarium, от которого мука имеет малиновый карминно-красный цвет, а хлеб становится ядовитым («пьяный хлеб»). Клинически это проявляется резким возбуждением (беспричинный смех, пляска, пение), шаткой походкой, общей картиной тяжелого опьянения. Раньше отравление «пьяным хлебом» часто путали с отравлением спорыньей. Но скорее всего здесь на хлеб воздействовал непосредственно наш старый знакомец - claviceps purpurea, спорынья пурпурная. Она не только глюки давать умеет. Хотя по сравнению с «палочкой чудесной крови» это малоизвестно.
Тайна Красного Хлеба
Загадочный красный хлеб упоминает в своей «
Истории колдовства» небезызвестный католический священник Монтегю Саммерс. Он уверен: «трудно усомниться в том, что проводимые ведьмами церемонии носили богохульный характер»:
«В ходе процесса над Бриджет Бишоп, она же Оливер, в суде Ойера и Терминера, проведенного в Салеме 2 июня 1692 года, Деливеренс Хоббс, обращенная ведьма, подтвердила, что «эта Бишоп была на главном собрании ведьм, в полях у деревни Салем, и там причастилась дьявольским причастием хлеба и вина». В деле Марты Карье, допрошенной 2 августа 1692 года перед тем же судом, два свидетеля подтвердили, что видели ее «на дьявольском причастии, когда всем раздавали хлеб и вино». Абигайль Вильямс призналась, что 31 марта 1692 года, когда весь Салем постился из-за распространившегося в округе ведовства, «ведьмы собрались на причастие в одном из деревенских домов, и был у них красный хлеб, и было красное вино». Этот красный хлеб представляет определенную загадку».
Действительно, красный хлеб подобный человеческой плоти
упоминался не раз. «31 марта в Салеме состоялся публичный пир. Абигаил Вильямс сказал, что в тот день в одном доме в деревне у колдунов было причастие, у них был красный хлеб и красная выпивка. Мэри Льюис сказала, что они ели красный хлеб, похожий на человеческую плоть, и предлагали ей, но она отказалась. Она сказала: «Я не буду есть и не буду пить, это кровь. Это не Хлеб Жизни. Это не Вода Жизни. Христос дает Хлеб Жизни. Я не буду есть ничего из этого!»
И некоторые подобно Саммерсу вопрошают: «Частое упоминание о „красном хлебе“ в конфессиональном доказательстве об общинах ведьмы нуждается в объяснении. Если рожь была красной от спорыньи, то почему Линда Б. Капорэл об этом не упоминает?» (
New England encounters: Indians and Euroamericans ca. 1600-1850 : essays drawn from The New England quarterly. Alden T. Vaughan)
Да, Капорэл этот момент действительно упустила. Но на самом деле эта загадка красного хлеба была описана еще сотни лет назад. Сэр
Генри Веллком в своем трактате о спорынье приводит слова французского историка 17 века
Франсуа де Мезере, известного аккуратным описанием французских и латинских хроник:
«Мезере делает запись о вспышке эпидемии в 1090 году и впервые ссылается на болезнь с названием Огонь св. Антония. Он далее отмечает факт, что в 1096 году в области Намюра, хлеб, будучи испеченным, оказался красным как кровь. „Это, - замечает он, - может быть вызвано своего рода ложным зерном, которое дает этот цвет хлебу“».
(Henry S. Wellcome. From Ergot to 'Ernutin' an historical sketch. Canadian Medical Association, OTTAWA, 1908)
1096 год - это год первого крестового похода и повальных эпидемий эрготизма. «Она [огненная чума] охватила многие области Западной Европы в последние два десятилетия XI столетия и была связана (как это установили много позже - в XVII в.) с заражением зерновых, прежде всего ржи, спорыньей» (
Ястребицкая). Мезере был вполне прав насчет «ложного зерна».
«Салемская „одержимость“ ни в коей мере не была единственным случаем, который, возможно, произошел из-за эрготизма, но этот случай является, вероятно самым, известным. Другом примером был «Великий страх» (La grande peur) в северной Франции в 1789 году, когда гражданское неповиновение и беспорядки совпали с особенно серьезной инвазией урожая ржи со спорыньей. Крестьяне описывались как потерявшие головы, и была выявлена связь между поведением, плохим здоровьем, и „плохой мукой“. Химические элементы спорыньи придают красный цвет муке и хлебу, изготовленным из зараженного зерна. (И ссылка на «красный хлеб» была известна в сообщении из Салема в 1692 году.) Ассоциация между инфекцией спорыньи зерна и неблагоприятными эффектами была описана уже 600 до н.э. ассирийцами, которые говорили о „вредном прыще в колосе зерна“».
(
The poison paradox: chemicals as friends and foes. John A. Timbrell. Oxford University Press, 2005 Page 245)
***
Вот и вся «таинственная» история евхаристии, евреев, пьющих христианскую кровь, и развития пресловутого Священного Каннибализма. Впрочем, средневековых людей понять можно - достаешь хлеб из печки - а он «красный как плоть», пошел в церковь - а там облатки все в каплях «крови». А церковники тем временем все долдонят о истинном хлеботеле Христа и о том как это тело - Истинно Плоть™ - надо есть «не в осуждение себе». Крышу сносит. Ну как тут не уверовать? Тем паче, что съеденный красный хлеб со спорыньей легко помогал и в дальнейшем видеть разные необычные вещи.