Успехи медицины

Sep 19, 2009 19:13




С одной стороны меня даже прикололо. Когда кругом маразм, остается только стебаться. Но тем не менее и к веселым рекламщикам « Рикошет» неуклонно приближается;) (кстати, когда я писал рассказик, то фильма еще не смотрел и не знал, что в нем действительно есть православные колокола. Йа Нострадамус).

Впрочем, если сегодня рекламщики - убийцы вирусов вызывают слезы у медиков, то раньше, как известно, сами медики отжигали покруче. Выглянув давеча ненадолго из оффлайна, я обнаружил не менее забавные моменты в прошлом.

Вот, к примеру, я цитировал описание строго научных методов, с помощью которых маркиз д’Аржан спасался от простуды - он боялся сквозняков, поэтому, чтобы не простудиться, никогда не снимал свой фланелевую жилетку А когда король все же убедил его, что одежду стоит иногда менять, хотя бы раз в четыре года, то куски кожи маркиза оторвались вместе с тканью.

Но ведь не сам маркиз это придумал, правда? Ясно, что такие методы профилактики простуды ему советовали придворные врачи. А сами-то они как боролись с простудой, подобными ли методами? Конечно. dok_zlo как-то запостил инфу о враче Людовиков 13 и 14 де Лорме:

«М. де Лорме, врач при дворе короля Луи 14, считал, что рыбы долго живут потому, что в воде нет сквозняков. Соответственно, он носил 6 пар чулок, четыре головных убора и спал в каменной печи, заставленной бутылками с горячей водой. На улице он появлялся лишь в специальном кресле, обитом мехами. В дополнение к этим предосторожностям, он постоянно держал во рту кусочек чеснока, а в каждой ноздре по веточке руты».

Не знаю только, как им там каминов с бутылками на всех хватало. Но как бы там ни было, имя врача вкупе с чесноком и рутой в носу смутно мне что-то напомнили. Сейчас, добравшись до компьютера, поискал - и точно: это именно он придумал известную птичью маску от чумы:

«Доктор Чума или Medico della Peste - ярчайший аксессуар, маска с длинным, схожим с клювом носом. Ведь именно Medico della Peste носили лекари во время чумы. Она была придумана в XVI веке французским врачом Шарлем де Лорме как одна из безотлагательных мер во время эпидемии чумы. Длинный нос набивался изнутри дезинфицирующими солями и ароматическими растениями, такими, как розмарин, чеснок, можжевельник. Глаза прикрывали очками. Итальянцы же заимствовали эту маску, чтобы защититься от ужасного зловония и нейтрализировать заражающие миазмы, которые поразили Венецию в 1630-х годах».
Гравюра Павла Фюрста:



И вот что любопытно - прожил этот опытный врач действительно долго (1584-1678). Уж не знаю, значит ли это, что в той известной дворцовой атмосфере его миазофобная паранойя была не такой уж шизой, как кажется?

Ну или вот породивший религиозные войны вопрос из Путешествий Гулливера, - с какого конца яйца лучше разбивать, с тупого или с острого? Я как и все, в детстве доверял обычным примечаниям книги об абстрактной аллегории:
«Вражда между тупоконечниками и остроконечниками - это аллегорическое изображение борьбы между католиками и протестантами, заполнившей историю Англии, Франции и других стран войнами, восстаниями, казнями». (здесь)
Но теперь я что-то засомневался. Ведь серьезный вопрос был, медицинский:



Вот приложишь не тем концом - и помрешь от дизентерии. А вставишь яйцо в задницу, правильно, по традиции - и флюса как не бывало. Нарушение этой сакральной истины так же опасно, как не выдержать предписание пить кровь крота от глистов именно до полной луны, а не после. Вжисть тогда ведь не вылечишься. Вот эта страничка целиком (Лондон, 1700, Maureen Walle)



Но один момент в медицинских предписаниях средневековья мне пока не понятен. Я его как-то в комментах отмечал, повторюсь. Вот из приведенного Супотницким письма поучений парижских медиков от 1348 года о том, как избежать чумы.

От того рождаются испарения, которые помрачают солнце и изменяют его свет в тьму. Эти испарения возобновляют свое поднятие и свое падение в течение 28 дней непрерывно [...] гнилая вода не может быть ни поглощена теплотою солнца, ни превратиться в здоровую воду, град, снег или иней; эти испарения, разлитые в воздухе... [...] одеваться тепло, остерегаться холода, сырости, дождя, ничего не варить на дождевой воде, дизентерии должно бояться, ванны вредны; пусть поддерживают желудок свободным при помощи клистиров; сношение с женщинами смертельно...
(оригинал Documents inédits sur la grande peste de 1348 есть здесь, если кому надо)

Ну что ванны вредны, женщины смертельны, а клизмы, наоборот, полезны - это не новость. Я, кстати, даже готов взять назад свои несправедливые слова о том, что в средневековье не очень-то дружили с гигиеной. С учетом еженедельных, а то и ежедневных клизм можно считать, что они вполне себе мылись. Правда, изнутри. Но я не об этом, а о дожде.

Вот это дом крестьянина, выращивающего рис на краю джунглей на границе Лаоса. Привычная картина - чаны для сбора дождевой воды для питья.



Я крестьян долго допрашивал, когда такие чаны появились Они не помнят. Говорят, что всегда так было, со времен Будды. То есть крестьянину в джунглях ясно, что дождевая вода лучше чем из речки (речка за домом течет). А парижанину - не понятно.

Так вот вопрос - почему не собирали дождевую воду? В Венеции, например, в pozzo (колодцы) воду собирали на каждой campo и через песок фильтровали. У них, правда, и выхода другого не было.



(вот здесь, например, пост с фотографиями этих колодцев, если интересно)

Почему парижская коллегия медиков, зная, что «вода из Сены известна своими слабительными качествами» (© проф. Мадлен Феррьер), хоть и говорит, что «дизентерии должно бояться», но дождевую воду запрещает. Остается пить из Сены все равно - даже колодцев с дохлыми кошками на всех не хватит, их на весь Париж несколько десятков.

Почему они боялись дождя?
 

медицина

Previous post Next post
Up