Скафандр средневекового космонавта врача.
"Птичьего вида облачение из кожи покрывало врача с головы до пят; полагали, что такое одеяние способно защитить от заразы. В большой клюв клали приятно пахнущие травы для фильтрации заразы, передающейся по воздуху; в жезле был ладан, который, как думали, может защитить от нечистой силы. Даже отверстия для глаз, в которые вставляли стеклянные линзы, были защищены".
К. Макэведи. Scientific American, 1988 Так что психоактивный
(как выяснилось недавно) ладан отнюдь не только в церкви использовался.
В повседневном употреблении "веществ", похоже, все действовало в комплексе. Народ кушает хлебушек, потом лечится от эрготизма галлюциногенной же мандрагорой, параллельно потребляя марихуану согласно трактату совету св. Хильдегарды ибо она "усиливает благотворные жидкости" и запивает все это пивом (из ржаного же солода). После этого, вдоволь насмотревшись на ведьм и бесов, прихожане, убив по дороге пару кошек, идут в церковь отнюхивать ладан. И там успокаиваются под его антидепрессивным действием. Такий вот аццкий коктейль;-)
"Возможно, Маркс не так уж ошибался, когда называл религию опиумом для народа: морфин был выделен из мака, каннабиоиды - из марихуаны, а ЛСД - из грибов. Каждое из них использовалось в той или иной религиозной церемонии", -
считает главный редактор FASEB Journal Джеральд Вайсман (Gerald Weissmann)".
Что же до "птичьего скафандра" непосредственно, то его появление вызвано "теорией плохих запахов". Вся средневековая история проходила под страхом "плохого воздуха" и "убийственных миазмов". Судя по тому, что мы знаем о санитарии того времени, определенный резон в этом был;). Особенно же славился воздух Рима, несущий смерть. Фраза "увидеть Париж и умереть" появится гораздо позднее. Первоначальное "увидеть Рим и умереть" отражало реальность без всякого символизма и аллегорий и имело совершенно буквальный смысл. Виновата была "римская лихорадка" или малярия, название которой mala aria и значит буквально "плохой воздух". Воздух, уничтоживший в 1167 г. под Римом армию Фредерика Барбароссы, что и было описано современником событий Годфри из Витербо.
«Те, от кого Рим был не в состоянии защититься,
Были просто развеяны [плохим] воздухом.
Под его дуновением юные германцы пали:
В то время, когда Рим уже сдался смиренный,
закатилась наша слава.
За короткое время, побежденные Римской болезнью,
были повержены сила и мощь [нас] - властителей мира»
Ничего не зная о вирусах, бактериях и прочих плазмоидах и комарах, люди видели, что болезни каким-то образом передаются. Винили в этом "миазмы" в воздухе. Распространенное мнение о духах, придуманных для того, чтобы скрыть запах немытого тела, верно только отчасти - это сильное упрощение. Борьба запахов носила больше "медицинский" характер. "Хороший" лечебный запах против "плохого", несущего болезни. Духами старались победить вредоносные миазмы.
"Эти представления сегодня могут показаться удивительными, однако в основе их лежат две главных идеи: первая связана с тем, что можно обозначить как «реализм запаха»2, а вторая - с особыми свойствами, которыми наделяли ароматы еще со времен античности...
Все это позволяет объяснить, почему в эпоху, когда опрятность мыслилась в терминах «очищения» и «защиты» от дурных запахов, основополагающая роль отводилась духам. По мнению врачей, они были способны избавить организм от отбросов и одновременно создать защитную преграду между кожей и зачумленным воздухом. В XVII и XVIII вв. опасения вызывает не грязь как таковая, но загрязнение органов гуморальными жидкостями, застойным брожением, зловонными испарениями. Настоящее отсутстие чистоты - это не вши и блохи, а внутреннее разложение и миазмы...
Усиленное применение благовоний объясняется именно этой верой в их гигиенические и профилактические свойства...
Фактически в эту эпоху медицинские средства и парфюмерия не разделялись. Показательный факт: именно по приказу Антуана д'Акена, первого медика Людовика XIV, Бленьи, врач Месье, брата короля, сверяет формулы различных ароматических составов и публикует их собрание, озаглавив его, между прочим, «Секреты красоты и здоровья»...
Врачи единодушно уделяют столь важное место ароматам, духам и благовонным испарениям, поскольку убеждены в их удивительном свойстве: запахи как ничто иное способны обволакивать человека и проникать в глубину его тела. Когда в 1686 г. у Людовика XIV развивается опухоль, Антуан д'Акен лечит его душистым пластырем, куда, помимо прочих ингредиентов, входят галбанум, опопонакс, мирра, олибан и мастика. Как и все врачи того времени, первый придворный медик Его Величества считает, что жизненные силы этих пахучих благовоний могут, проникнув внутрь тела, исцелить от опухоли...
Эта вера в действенность душистых, легких, воздушных эманации безусловно способствовала распространению ароматических составов и их разнообразному применению. Когда один из придворных медиков Людовика XIV создает распылитель для благовоний, он спешит подчеркнуть терапевтическое значение своего изобретения...
Лечение запахами и косметические приемы прошлого вполне «рациональны». Когда в ароматические составы добавляют легкое лисицы, волчью печень, медвежий жир, скорпионов, измельченных мокриц, белое мясо кита, пепел саламандры, масло из земляных червей, олений рог, золото, серебро или жемчуг, либо даже кровь, мочу и экскременты, то делается это для усиления их лечебных свойств. Считается, что они впитывают силу других ингредиентов и переносят их внутрь организма, охваченного недугом или подвергающегося опасности. Например, добавление мяса гадюки в знаменитый териак должно сообщить этому сложному ароматическому составу свойства противоядия"...
Запах - «душа лекарства». Медики эпохи настолько в этом убеждены, что Фуркруа, член Королевского медицинского общества, профессор химии Королевского Ботанического сада, незадолго до Революции разрабатывает классификацию лекарственных средств, основанную на их запахах...
(
Le Guerer A)