Прекрасное от H. L. Strack. «Медицина Средневековья»

Jan 21, 2008 20:40

Герман Леберехт Штрак - доктор богословия и философии, профессор богословия в Берлинском университете. Один из первых христианских теологов, кто пытался историко-критическими и филологическими методами доказать и обосновать еврейско-старозаветные корни в христианстве. После окончания своего теологического и филологического образования (присуждение докторской степени в 1873 году) Штрак предпринял поездку с научной целью в Россию, где он, кроме всего прочего, занимался исследованиями рукописей древнего востока в Императорской Библиотеке в Санкт Петербурге.

От редакции журнала: «...суеверное представление о целительной силе крови и органов и мистическое их использование... Это вечная проблема, как будет видно читателю по мере знакомства с энциклопедическим материалом, собранным со всей тщательностью, присущей науке и на рубеже XIX-XX столетий в частности. Речь идет об уникальном исследовании Германа Л. Штрака «Кровь в верованиях и суевериях человечества», конспект 8-го издания (1900 г.)»:
***
Этот старый материал из журнала «Твоё здоровье» (хм... какой-то диссонанс мне видится в самом названии журнала относительно нижеследующего текста) лежит у меня на сайте. Но здесь я процитирую с сокращениями отрывки (затрагивающие европейскую средневековую медицину) из оригинального и полного источника*. Многочисленные ссылки на немецком, занимающие треть объема текста и сильно затрудняющие столь познавательное чтение, частично мной убраны; их можно посмотреть в оригинале. Наслаждайтесь:

Важное значение крови для жизни было несомненно известно человеку уже в самые древние времена: слишком часто и достаточно убедительно говорили ему об этом явления, наблюдаемые на охоте и при убое. Да и сам человек испытывает слабость при большой потере крови, а в случае еще более обильного кровотечения наступает и смерть.

Это сознание важного значения крови привело, во-первых, к кровавым жертвам (наиболее угодная жертва - живое существо), в частности - к человеческим жертвоприношениям; ... к убеждению, что кровь животного, в особенности же человеческая, обладает способностью оказывать исключительное действие

В связи с этим убеждением находится другое: человеческое тело, даже мертвое, и в отдельных частях его, особенно тело умершего насильственной смертью, т.е. убитого и самоубийцы, далее - тело безгрешного существа, т.е. тело маленького, пребывающего в утробе матери ребенка, и тело девушки обладает чудодейственной силой. (Младенец-Христос отсюда же? - Абсентис) Сюда же нужно отнести употребление трупов, их частей и животных извержений для целебных целей.

До каких выводов, грубо противоречащих и здравому рассудку и нашему чувству приличия, доводили такие воззрения, показывает следующее сочинение "любителя медицины", напечатанное в 1699 году во Франкфурте-на-Майне:

"Любопытная, новая, редкая, доступная, дешевая, верная, испытанная, полезная, необходимая, забавная и достойная удивления домашняя аптека. Как возможно собственными, у каждого находящимися средствами, как кровь, моча, кал, выделение из ушей, слюна и другие естественные и легкодоступные средства, поддерживать свое здоровье, лечить... от всех почти болезней, считающихся неизлечимыми, и с Божьей помощью... жизнь свою сохранить". На 33 странице мы читаем:

Человек, подобие Божие, самому Богу угоден;
Он в себе самом имеет 24 целебных вещества:
Кости, мозг, головной череп и растительность на нем;
Мясо, жир, кожу, волосы, мочу, мозг, сердце и кровь,
Желчь, молоко, кал, пот, а также камень,
Желтую, жирную массу в ушах,
Ногти, слюну, детский послед;
Крайнюю плоть, семя и менструальную кровь.

Многое из изложенного в этой книге живет и поныне в народных верованиях во многих местностях Германии.

Раньше я полагал, что изданная анонимно "Домашняя аптека" является только выражением народно-медицинских верований того времени. Но в 1892 году я убедился, что всего полтораста лет тому назад выраженные в этой книге взгляды разделялись в широких медицинских кругах. Сочинение Христиана Франца Паулини "Вновь дополненная целебная навозная аптека, как именно посредством кала и мочи были счастливо излечены почти все, даже самые тяжкие, ядовитые болезни и все повреждения от колдовства..." .), напечатанное в 1697 году во Франкфурте-на-Майне, приводится теперь почти исключительно как характерный образчик столь же грязного, сколь смешного суеверия, существовавшего двести лет тому назад. Но напрасно. Автор этой книги, родившийся 25 февраля 1645 г., получил после многолетних медицинских занятий и далеких странствований почетное приглашение занять профессорскую кафедру в Пизе, отклоненное им только по болезни.

Позже, после частной практики в Гамбурге и Гольштейне, он стал лейб-медиком и историографом мюнстерского епископа Х. Бернгарда и оставался в этой должности до самой смерти последнего в 1678 году.

По неоднократно выраженному желанию немецкого народа и для вящей пользы его издана G. D. Koschwitz M. D. S. P." Нюрнберг, 1693. Глава 33 второй книги, трактующей о лаборатории, озаглавлена: "О крови". В тексте сказано: "Хотя в лабораториях не держат крови, тем не менее она порой употребляется, в особенности, когда она еще свежа".

В 5-й книге, где изложено "учение о животных", большой раздел в 20 страниц посвящен человеку. Начинается этот раздел (стр. 31) следующими словами: "Естественные аптечные средства получаются или от живого еще тела и составляют в этом случае:

1) волосы, 2) ногти, 3) слюну, 4) выделение ушей, 5) пот, 6) молоко, 7) менструальную кровь, 8) детский послед, 9) мочу, 10) кал, 11) семя, 12) кровь, 13) камень, 14) черви, 15) вши, 16) кожу на голове новорожденного; или же средства берутся из частей мертвого тела, и тогда они составляют: 1) весь труп, 2) кожу, 3) жир, 4) кости, 5) кости черепа, 6) растительность на черепе, 7) мозг, 8) желчь, 9) сердце.

На стр. 33 читаем: "Возникает теперь вопрос, можно ли принимать внутрь менструальную кровь? На это мы отвечаем утвердительно... Девушки готовят из этой крови любовное питье, которое вызывает обыкновенно бешенство или безумие."

В книге рецептов эттенгеймского городского хирурга указывается, между прочим, следующее средство "против рези": возьми 3 больших вши с больного, если же у него нет, то возьми с другого. Дай ему есть их в хлебе. Верное и испытанное средство".

Много относящегося сюда материала можно найти в книге зоолога Вильяма Маршалла. Приведу из нее некоторые отрывки:

Стр.84: "Дрезденская аптечная такса 1652 г. содержит указание на 51 сорт животного жира, между ними - человеческий жир и обезьяний. Человеческому жиру приписывается способность действовать укрепляюще, разъединять сросшееся, успокаивать боли, смягчать затвердевшие рубцы и удалять оспины".

Стр.89: "В королевской таксе (налоге) Пруссии 1749 г. значится, между прочим, спирт, настоянный на человеческом мозге".

Стр. 94: "Медицинское искусство наших предков не оставило без внимания детского последа и пуповины. Первый употреблялся наружно и также давался внутрь против эпилепсии и для облегчения родовых болей, последняя продавалась в немецких аптеках до середины прошлого столетия".

Стр. 80: "Еще великий Фридрих Гофман рекомендовал в прошлом столетии следующий рецепт против эпилепсии: весь пепел от молодой, еще не оставившей гнезда вороны и горлицы, 2 лота обожженных костей человеческого черепа, 2 лота липовых почек, 1 лот львиного кала. Каждое из этих веществ вымачивается отдельно в водке, а полученные таким способом жидкости смешиваются".

Народная медицина, - или лучше сказать народное суеверие - необычайно часто останавливала и останавливает свое внимание на месячной крови женщины. Что этому средству придавали большое значение в средние века, мы видим из многочисленных, появившихся, главным образом, в период между 600 и 1000 г., пенетенциалов. Что под кровью лиц женского пола понималась менструальная кровь, ясно из собраний церковных постановлений вормского епископа Бурхарда (1012-1022). Подобные же свидетельства мы находим у аббата Регино из Прюма (ум. 915). Гильдегарда, настоятельница монастыря на Рупертсберге у Бингена, умершая в 1179 году, рекомендует в своих Libri subtilitatum diversarum natur. сreatur. (изд. Migne, Париж, 1855), древнейшей в Германии книге по монастырской медицине, заключающей в себе некоторые сведения и о народной медицине, ванны из менструальной крови против проказы. Lammert (стр. 184 и сл., документы о Нижней и Верхней Франконии. "Родимые пятна излечиваются... если смазывать их кровью свежей пуповины и тереть свежим последом..."

В Франшконте, как средство против испорченной крови - sang gaté, - рекомендуют столовую ложку менструальной крови женщины или еще лучше девушки; кровь принимают в стакане горячего вина с сахаром (Melusine, I, стр. 402).

"В Верхнем Пфальце... пот и несколько капель менструальной крови подмешивают в питье тому, чье расположение хотят приобрести" (Lammert, 151 и сл.).

"Наиболее употребительное средство следующее: дают другому лицу внутрь какую-нибудь часть своего собственного тела, например, три капли крови в стакане вина или кофе", - говорит Strackerjan (I, 96).

"Женщина зарывает волос мертвеца и собственные menses в том месте, где муж имеет обыкновение мочиться; этим способом она думает обеспечить себе сохранение супружеской верности" (Siebenburger Sachsen, Urquell, 1893, 98).

При задержке менструации в Франконии рекомендуется следующее средство: "Надо выпить воды, в которой растворена первая кровь женщины, или вымыта рубашка с такой кровью; или же надо надеть рубашку, испачканную свежей менструальной кровью" (Lammert, 148).

Кровь употреблялась также как средство против бешенства. Об этом см. у Y.Wellhausen'a.

Мы имеем ряд свидетельств и об употреблении в лечебных целях человеческого мяса. Уместно также здесь упомянуть о жажде человеческой крови или человеческого мяса у сумасшедших и беременных. О первых говорит Ломброзо - "Преступник" (Гамбург, 1890), факты относительно тех и других приводит R. Leubuscher в своей книге («об Оборотнях и превращениях зверей в средние века»). Бишель, подкалыватель девушек; Бертpaн, уродователь и осквернитель трупов и т.д., срав. еще Daumer 1, 148-155 (Каннибализм в первые века христианства) и дальше, в главе 13.

Об употреблении крови святых говорит Daumеr I, 191: Когда св. Власий (при императоре Диоклетиане) был замучен, семь христианок помазали себя его кровью. См. Wicelius. "Chorus sanctorum omnium". Koln, 1554, 39. Вино, употребляемое при причастии, и просфоры относятся сюда же, поскольку их употреблению приписывалось влияние на телесную жизнь человека. Касательно крови Христовой в евхаристии, см. уже 23 огласительное поучение Кирилла Иерусалимского (около 348 г.): "Если у тебя останется на губах капля ее, то помажь ею глаза и лоб и освяти их". О сказаниях, связанных с кровью Распятого, см. особенно у I.N. Sepp'a.

Мнение, что проказа может быть исцелена только человеческой кровью, было очень распространено, особенно в средние века. "Испорченное и расстроенное в самом существе своем здоровье может быть исцелено и освежено только сближением с чистым; обычные средства - травы, отвары, камни, которые действительны в отдельных случаях, тут бессильны; необходимо полное уничтожение зла и новая помолодевшая жизнь. Как на такую обычно неизлечимую, уступающую только чуду, болезнь смотрели на проказу и на слепоту... Чистую кровь девушки или ребенка считали источником жизни, который уничтожает эти болезни и рождает новую, плодоносную жизнь... Больной должен в ней выкупаться или быть окроплен ею; и тогда он становился чистым и свежим, как девушка или ребенок".

Valerius Anshelm (с 1520 г. городской врач в Берне) рассказывает о Людовике XI, короле Франции (1461-l483), в своей "Berner Chronik" I (Берн, 1825), 320: "Когда он сильно заболел, то испытал всевозможные средства, в частности, по прихоти употребил много детской крови".

* оригинал http://ldn-knigi.lib.ru/, формат doc

медицина, прекрасное средневековье

Previous post Next post
Up