Пока меня не было в этих ваших интернетах, пермские библиотекари вдруг выложили недоступную ранее в сети монографию Выясновского "Эрготизм" 1937 года. Она у меня давно есть в печатном виде, я ее еще в первой "
Корче" цитировал, но для интересующихся перезалил PDF
сюда.
Случай № 27. М-нин, 31 года, из деревни Жирново, Комаровского с совета, Осинового района. Отравление спорыньей перенес несколько лет тому назад, точно в котором году не знает. Одновременно с ним болел его брат, умерший в корчах. Весной 1935 г. появилась головная боль, стал слышать различные голоса, которые считает голосами вредителей, говоривших, что он неминуемо оглохнет. Чтобы избавиться от этих голосов-пробовал затыкать уши ватой. Видел однажды какого-то человека, водившего его в течение нескольких часов по полям.
Взгляд у больного блуждающий, уши заткнуты ватой. Слышит голоса «вредителей». Предоставленный самому себе вполголоса отвечает им.
В наблюдении: первые дни все время затыкает уши, ватой, беседует с- кем-то, жалоб никаких не высказывает. В дальнейшем самочувствие удовлетворительное, иллюзии и галлюцинации отрицает, поведение адекватное. В июле выписан самостоятельно.
Случай № 25. В-ва 22 лет, постоянная жительница деревни Куртаны, Болыне-Сосновского района, заболела корчей впервые в 1929 вместе со всеми остальными членами своей семьи. С тех пор ни судорог, ни припадков, ни каких бы то ни было психических расстройств у больной не отмечалось. В декабре месяце 1934 года ... больной стало казаться, что кругом кто-то ездит на «сивых лошадях», кругом идет война, видела людей, слыхала выстрелы. Этим галлюцинаторным переживаниям сопутствовало чувство страха., под влиянием, которого больная стремилась куда-то бежать из дому. В таком состоянии была помещена в больницу.Случай № 24. Б-ов И. П. 32 лет, из дер. Бардыбашка, Усинокого района, колхозник, женатый, грамотный, Заболел в августе 1926 г. Из семьи 8 чел. корчей болело 4. Болезнь проявлялась в корче рук и экстензорном вытягивании ног. С тех пор корча рук и ног продолжается до сих пор и проявляется всегда после охлаждения (летом только в случаях, если промочит дождь). Продолжительность корчи от 2 час. до суток. Перед корчей чаще, реже после нее, у больного всегда наблюдаются такие явления: голова, как в тумане, язык деревенеот, больной не может им ворочать и не может говорить, не в состоянии осмыслить окружающее, в глазах двоится, свои руки кажутся длинными и толстыми. Если вблизи больного имеются движущиеся предметы, то они ему представляются отодвинутыми на очень далекое расстояние. Если в таком состоянии больной встречаает движущихся людей, даже своих близких, он их не узнает. Дома, улицы и заборы, находящиеся в уровень с движущимися предметами, представляются отодвинутыми, несколько вытянутыми.Случай № 31. Б-ва 25 лет из. д. Б. Кусты, Усинского района. Поступила в психобольницу 11/VIII-35 г. Впервые заболела корчей лет 9 тому назад вскоре после родов. С тех пор корчи у нее повторяются без какой-либо закономерности, чередуясь с частыми эпилептиформными припадками и периодами сумеречного состояния сознания.
Психика: ориентировка в своей личности и в окружающей обстановке сохранена; во времени ориентирована не точно. В окружающей ситуации разбирается с трудом. На вопросы отвечает многословно, обстоятельно. Себя считает больной, «припадочной»; с яркой аффективной окраской говорит о том, как на нее «находит дурь», и она «бегает по деревне, сама себя не помня».
Будучи приведенной в кабинет для пункции, начала вдруг бессмысленно со смехом упираться. К вечеру-состояние спутанности: на вопросы не отвечает, снимает с себя одежду, бессмысленно болтает руками и ногами, сидит в кровати или бродит по отделению. Свою палату и кровать найти не может. Непрерывно «фыркает.» Ночью не спит, бродит по коридору отделения. Утром следующего дня продолжает находиться в движении. Во. время ходьбы высоко поднимает ногу с вытянутым носком и ставит ее на пол сначала кончиком большого пальца, затем остальной ступней. Руками разводит над головой, непрерывно «фыркает». При обращении к ней откликается на свое имя. Забирается в чужие постели, то укладываясь в них, то переворачиваясь.Случай № 32 Ж-ва А. К., 29 лет, из деревни Н. Иртиша., Б. Усинского района. Поступила в больницу 17 мая 1935 г. О времени первого приступа корчи-ничего неизвестно. Сама больная об этом говорит так: «когда всех в деревне корчило». Приступы корчи повторялись неоднократно до последнего времени. Психика: добродушна, несколько эйфорична. На самые простые вопросы не может ответить.
27 мая эйфория: с утра ходит следом за персоналом, указывает на окружающих и заливается смехом. На вопросы отвечает близко по смыслу, но не по существу, часто нелепо, ответы прерывает хохотом. Днем возбуждена, хохочет, окружающих не узнает, прыгает по кроватям, пытается залезть на стену, взгляд бессмысленный, в ответ на вопросы хохочет. 28 мая то же состояние продолжается. 29-30 мая-адекватна в поведении, просится на работу, но в работе всё путает, по прежнему хохочет, дает элементарные ответы на вопросы.
В дальнейшем просит о выписке, о происходившем с ней ничего не помнит. С 26 июня у больной появилась типичная «корча» продолжительностью до 8 час. (без перерыва). Ночью-аффект страха.Жаль, дальнейшая судьба пациента с ватой в ушах неизвестна - перестал ли затыкать уши, чтобы лучше слышать голоса вредителей в 1937 году?
Но вот о чем еще напоминает "прыгающая по кроватям" последняя пациентка: Выясновский в основном сталкивается с "флэшбэком" эпидемии 1926 года, которая, как ей по времени и положено, началась с августа 1926 года. А за полгода до того, в январе 1926, газета "Красный Север" (номер посвящен годовщине смерти Ленина) вдруг сообщает нам о пляске Витта по всему миру от Африки до Таиланда.
Только вот загадка в том, что в западных источниках ничего такого не обнаруживается. То есть десятки тысяч буржуев-европейцев прыгают по всему миру - а империалистические продажные СМИ молчат и такую казалось бы тиражную желтуху игнорируют. Про небольшую группу прыгающих по Америке
французских дровосеков конца 19 века все помнят, а про "десятки тысяч" - молчок. Только безвестный вологодский корреспондент откуда-то об этом знает - из какой-то "иностранной прессы", которой нет. А вот полгода спустя - страда, и после нее все эти пляски действительно начнутся вполне реально, и запрыгают туземцы, закорчатся - но только не в Африке, а на Урале. Нострадамус, не иначе.