Беседа Дмитрия Быкова с Андреем Макаревичем // "Собеседник", №47, 21-27 декабря 2016 года

Dec 20, 2016 22:30

Оригинал взят у jewsejka в Беседа Дмитрия Быкова с Андреем Макаревичем // "Собеседник", №47, 21-27 декабря 2016 года



АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ: ГАДОСТИ ПРО МЕНЯ ИСХОДИЛИ НЕ ИЗ КРЕМЛЯ

Макаревич, странное дело, всегда вызывал у людей очень сильные чувства. И в семидесятые, когда его - классического барда, тихого романтика - травили с непонятным и беспричинным ожесточением. И в восьмидесятые, когда его легализация привела к упрекам в продажности и опопсении. И в девяностые, когда он вел «Смак» - как смеет поэт вести кулинарное шоу? Про послекрымские события можно не напоминать.

Сколько бы я с ним ни говорил - он вроде бы не сообщает ничего сверхнового и ведет себя подчеркнуто мирно, а я всегда подспудно готов, что он - раз! - и скажет нечто невозможное, неожиданное, разрушительное. Откуда это - не понимаю. Видимо, так ощущается талант.

«Они все-таки придумали 25-й кадр»

- Ты опять без диктофона? Неуважение к собеседнику.

- Я все запомню, ты ясно формулируешь.

- Ты запомнишь суть, а не обертоны, не интонации. Неужели тебе это совсем неважно? Плевок в лицо...

- Андрей, у меня это профессионально поставлено. Зато я не знаю нот, тебя же это не удивляет?

- Чему тут удивляться? Я тоже не знаю.

- Неправда.

- Хорошо, знаю, но не люблю.

- Я пришел к тебе на самом деле со сложной психологической проблемой.

- Вискарика?

- Не поможет. Ты понимаешь, я перестал понимать, что, собственно, не устраивает меня в эпохе. Принюхался, как говорится.

- У Жени Маргулиса есть хорошее словцо - «привонялся». Что касается моих ощущений, меня не устраивает - и продолжает не устраивать - дикое нагнетание злобы, культивирование агрессии в людях, причем по любому поводу. Мне начинает казаться, что все-таки изобрели 25-й кадр и он зомбирует. Телевизор вызывает опасение, как зверь в углу...

- Ну так выброси его, как я выбросил!

- А как я тогда узнаю о начале ядерной войны?

- Так, может, оно и к лучшему - не узнать-то?

- Нет, иногда приходится смотреть, знать, пытаться понять... У меня нет намерения стоять среди пустыни и кричать о своих недовольствах. Кто думает сходным образом - тот и так все знает, а кто думает иначе - он меня все равно не услышит. Потому что тоже все знает, но знать не хочет. Я буду делать свое дело и по мере сил работать над личной устойчивостью ко всякого рода гипнозам...

- А есть черта, качество, биографическая деталь, не знаю... которая позволяет человеку оставаться устойчивым к этому 25-му кадру?

- Критерий размыт. Это как у Стругацких в «Обитаемом острове»: есть выродки, которые во время облучения чувствуют только головную боль.

- Не думаешь же ты, что это биологическое?

- Нет, хотя чем черт не шутит... Ну, попытаемся навскидку: обычно к пропаганде устойчивы те, кто сам пережил опыт травли, - раз. Это как-то удерживает от проявлений стадности. Два - устойчивы люди, которым хорошо с собой, которые по крайней мере разобрались в себе и не нуждаются для повышения самооценки во внешнем враге. Три - устойчивы люди с хорошим вкусом.

- Ты из какой категории?

- Как бы так сказать, чтобы себя не похвалить... Ну, скажем, я разобрался в себе. Я не жду от себя слишком многого, не позволяю слишком плохого. Кроме того, давно живу.

«Украинцы очень похожи на нас»

- Вот я вернулся сейчас с Украины...

- Мы тоже недавно туда ездили.

- И странное чувство: тут за их Майдан многие глотку рвали и репутацией рисковали. А сейчас они довольно скептически смотрят на свою тогдашнюю эйфорию и на новую власть...

- Это естественно. Они очень похожи на нас, кто бы что бы ни говорил. Нам всегда кажется: ну вот, мы же сделали самое главное! Пошли, постояли, рискнули жизнью, навалились, свергли. Теперь настанет счастье. А счастье надо долго строить, и этого не умеют ни здесь, ни там. Сейчас там понятное разочарование, потому что не изменилось же ничего. Им, как ни странно, в чем-то помогает национализм. Мы слишком большие, слишком многонациональные, слишком долгий имперский опыт - политическая нация не сформирована, и сколько бы ни работали над законом о ней - это законами не декретируется. Надо снизу наращивать. Для этого надо себя полюбить. Спокойно, без истерики. А чтобы так полюбить, надо лет сто или даже двести хорошо жить. Как Америка, у которой получилось.

- Украина никогда уже к нам не потянется?

- На обозримое будущее мы их потеряли. Что у них там получится - бог ведает, но третьего Майдана я не жду. И потом - какая разница, что получится? Мы над будущим не властны, я предпочитаю не обсуждать того, что не могу изменить. У них уже получилось - вот этот момент всеобщего вдохновения, несколько мгновений счастья и осмысленности, они будут о них помнить, не во всякой жизни такое случается. Такие моменты, по-моему, самоценны...

«В Америке - кризис толерантности»

- Ты сказал про Америку. Но разве она сейчас не потеряла себя?

- С Америкой случилось примерно то же, что с Англией эпохи Brexit’а: кризис толерантности. И я ничего плохого в этом не вижу - потому что толерантность ведь палка о двух концах: слишком многое терпеть - тоже нехорошо. Они там начали с терпением и пониманием относиться к вещам, которые не то что поощрять - рядом с собой выносить нельзя. Ну и наступила реакция. Хотя в Штатах, мне кажется, их догнал еще шок от 11 сентября. Это было потрясение такого масштаба - я там был вскоре после падения «близнецов» и видел их реакцию, - что сперва сработало такое обезболивание, а потом начало доходить. Трамп - запоздалый ответ. Но парадокс ведь в том, что многие его избиратели - я эту «трудовую Америку», как ее теперь называют, хорошо знаю - совершенно не хотели видеть его президентом. Они, как и с брекзитом, хотели попугать. Ну и получили в результате проблему такого масштаба, какая им и не снилась. Так иногда подростки делают - хочет попугать, а уже прыгнул с десятого этажа.

- Договорятся они с Путиным?

- Конечно, договорятся. Войны-то на самом деле никому не хочется.

«Путин сильно устал»

- А Путин, как ты думаешь, пойдет на выборы в 2018 году?

- Не знаю. Думаю, нет.

- И я думаю - нет. А почему, интересно, мы так думаем?

- Вероятно, потому, что последние три года он прожил в очень сильном стрессе.

- Так ведь это его выбор!

- Это кажется. На самом деле это был единственный способ сохранить систему. И теперь он сильно устал, а каким будет преемник и каков будет путинский статус - мы все равно не угадаем. Думаю, он не решил до конца - многое меняется.

- А тебя не пугает эта легкость переключения народных настроений? По телевизору стали меньше пугать и орать - и все успокоились; перестали на тебя науськивать - и ты опять любимый Андрей; и после Путина будут говорить: что же это мы, право, столько наворотили...

- Во-первых, не будут. Будут молчать, потому что неловко. Постараются забыть, как сегодня очень многие предпочитают не вспоминать советские времена. А во-вторых, я не думаю, что это переключение. Я не предполагаю в людях такой управляемости, такой... животности. Просто грешат одни, а каются другие. Гадости про меня говорили совершенно конкретные персонажи, желавшие бежать впереди паровоза. Это не из Кремля исходило. Менеджеры среднего звена решили продемонстрировать особую лояльность. А «любимый Андрей» говорят те же, кто говорил это и раньше. Кто подходил на улицах и все такое... Я им очень благодарен, но они ведь тоже, может быть, меня не понимают. Они придумали своего меня, я, может, кажусь им голубоглазым двухметровым блондином, таких Макаревичей выдумано множество, и ни один не совпадает со мной. Одни додумывают меня, исходя из песни «Костер», другим нравятся «Марионетки», третьим - «Крысы», и каждый уверен, что уж он-то знает меня настоящего.

- Вот и я думаю: какой-то ты на самом деле абсолютно ничей.

- Да. С этим я соглашусь не без удовольствия. Хотя я вовсе не панк и вообще не такой уж нонконформист.

«Я уговаривал девушек с двух песен»

- С каким чувством ты слушаешь старую «Машину»?

- Не слушаю. Но если случается услышать - меня разбирает смех: эти тоненькие голоски...

- Мне они как раз казались такой специальной манерой - издевательской...

- Да что ты. Просто тогда принято было так петь, в тесситуре ранних битлов, на пределе возможности. И когда я слушаю наше раннее, везде могу различить: в этот момент мы слушали роллингов, в этот - «Перпл»... Влияния торчат дико. Кстати, голос-то проседает не только у нас - послушай нынешнего Джаггера, тоже ниже стало.

- Время музыкальных альбомов закончилось?

- Как формата - да. То есть, накопив некоторое количество новых вещей, мы все равно выпускаем альбом, и почти все так делают - просто чтобы обозначить период, взглянуть на него. Но жить на альбомы уже не получится, и сам формат альбома - от десяти до пятнадцати песен, пятьдесят минут звучания - восходит еще к лонг-плею, то есть к средней продолжительности симфонического произведения. Эти формы устарели, увы. Некоторые говорят, что вся музыка устарела.

- А некоторые - Градский, скажем - считают, что продолжительность альбома была подобрана так, чтобы за это время можно было уговорить девушку.

- Красивые идеи у Градского. Но все индивидуально - у меня бывало, что и с двух песен уговаривалось. А иногда без всякого альбома. Мы, понимаешь, в какой-то момент так этим были избалованы, что проблема была не уговорить, а отговорить... Но си-ди как носитель музыки уходит, и вместе с ним, пожалуй, заканчивается не только эра этого формата, а эра рок-н-ролла вообще. Он прожил долгую славную жизнь, получил массу удовольствия, идеологически выдохся давно, музыкально - недавно. Но дальнейшие поиски пойдут в непредсказуемом направлении, и я не знаю, что будут сейчас слушать. Мы будем играть то, что нам нравится.

- И жить за счет гастролей?

- Я не знаю, сколько должно пройти благополучных лет, чтобы в России начали регулярно платить за скачивания. Остаются гастроли, да. Нам пока интересно.

- Ты что-то сочинил после нового альбома?

- Пишу время от времени стихи, иногда лирические, иногда несерьезные, но песни что-то пока не стучатся. А вызывать их искусственно я не умею и всегда завидую тем, у кого это получается.

- То есть создать обстановку, подобрать стимулы...

- Стимулов вообще с годами все меньше. Готовься к этому.

- Даже женщины?

- Особенно женщины. К ним начинаешь относиться очень спокойно. Впрочем, есть альтернатива - тогда начинается своего рода истерика, лихорадочная активность, трагическая вспышка. Знаю таких людей. Выглядит это довольно жалко, признаться.

«Люди не вызывают у меня большой любви»

- Мне через год полтинник, и хочется знать: по каким вещам старость ударяет прежде всего?

- У кого как. После пятидесяти надо приготовиться к тому, что все время что-нибудь болит.

- Избежать этого нельзя?

- Как-то я не знал ни одного человека, который умер бы здоровым. Если, конечно, его не переехало поездом.

- А не возникает у тебя чувства, что в другой стране ты принес бы больше пользы? Просто больше изменил бы?

- А кто сказал, что цель человека - вообще менять мир? Он за последние пять тысяч лет, если не брать технику, не очень изменился. Мне кажется, важно не то, что ты изменил, а то, что ты понял...

- И что ты понял?

- Что люди в массе своей не вызывают у меня большой любви.

- Я думал, ты скажешь наоборот: люди все-таки хорошие...

- Нет. Огромное большинство - нет. Это кажется банальностью, но и банальность надо прожить. Есть совершенно замечательные человеческие образцы, но чем они лучше, тем их меньше. Эта зависимость во всем: чем вещь прекрасней, тем реже она встречается.

- В чем преимущества жизни в России?

- Для иностранца, думаю, ни в чем, а для нас - в том, что она своя. Все родное, этого нигде больше не будет.

- Вот странно: ты вроде респектабельный человек, но не воспринимаешься так... Все время есть ощущение, что ты сейчас что-нибудь выкинешь.

- Что такое респектабельный?

- Известный, заслуженный, денег много...

- Денег у меня ровно столько, чтобы не думать постоянно, где их взять. В остальном я и в молодости был отнюдь не панк. Никого не эпатировал.

- Но вот у последнего альбома - «ВЫ» - главное настроение, кажется, не «ВЫ», а «Пошли ВЫ все!»

- Ну что ты! Там довольно разнообразный пейзаж. А в общем, у меня с молодости часто бывает такое настроение: не то чтобы «пошли вы все», а «до свиданья, я пошел».

- Мне вот сейчас из всей «Машины» больше всего нравится «Костер»...

- По-моему, хорошая песня.

- Ты помнишь, как написал ее?

- Очень отчетливо. Самара, тогда Куйбышев. Очень холодная гостиница. Братки в ресторане в шубах и шапках. Я хожу по огромному, совершенно ледяному номеру и, чтобы не сосредоточиваться на холоде, играю на гитаре. Вдруг появляется мелодия. И я замечаю, что в этом номере - прекрасная акустика! Начинаю напевать что-то - и часа за полтора сочиняю «Костер». Не то чтобы я был так примитивен - вот, мне холодно, и я пою о костре... но просто очень все сошлось: погода, братки, акустика. И это как в России: очень холодно, но все отлично звучит.

быков, машина времени

Previous post Next post
Up