Да-да- такая она у нас немолодая эта мультипликация. Есть чем гордиться. Тем более, что у ее истоков стоял и мой отец и рисовал первые, самые известные армянские мультики. Но обо всем по порядку: будет интересно, поскольку много вы не знаете, в особенности тех известных российских мультипликаторов, которые помогли Армении создать свое собственное мульт-производство. Мало того поставили на рельсы, но привязались к ней и сроднились и создали семьи. А как-узнаете ниже.
[КАК ХИТРУК НА МОТРУК ЖЕНИЛСЯ] “В Ереване предстояла большая работа: надо было оснастить вновь созданную мультипликационную студию, привлечь молодых перспективных художников и научить их искусству мультипликации”, - так писал в автобиографии о новом детище - армянской мультипликации ее отец-основатель, известный режиссер Лев Атаманов (один из основателей советской мультипликации). 1938 год - с этой даты начат отсчет отечественной “мульт-истории”: когда руководством ереванской студии было принято решение создать первый армянский мультфильм по мотивам сказки О.Туманяна “Пес и кот”. Л.Атаманов приглашает из Москвы Александра Птушко, как сценариста, и Владимира Сутеева (в качестве художника-постановщика). В конце лета 1938-го года “Пес и кот” был готов к показу. Впоследствии Атамановым было снято еще два фильма: “Поп и коза” (1939) и “Волшебный ковер” (1948). Однако затем в армянской мультипликации наступает 20-летняя пауза, и только в 1967 году художник-постановщик Валентин Подпомогов с группой молодых энтузиастов возрождает армянское мультипликационное кино. Появляются такие мультфильмы, как “Капля меда” (призер различных всесоюзных фестивалей), “Тигры полосатые”, “Скрипка в джунглях” и т.д. Именно в группе Подпомогова работал мой отец и приложил руку к созданию персонажей этих мультов.
Это Л.Атаманов и В.Подпомогов
Свою неоценимую роль в развитии армянской мультипликации 60-70-х годов сыграли художники Рафаэл Бабаян, Степан Андраникян, Левон Хачатрян. В 70-х годах начинается производство кукольных фильмов (первый кукольный фильм был создан режиссером Арменом Миракяном в 1973 году). В этой области мультипликации также успешно работала и работает режиссер Гаяне Мартиросян. Именно 70-80-е годы прошлого века можно по праву назвать этапом стабильного развития армянской мультипликации: под руководством Роберта Саакянца появилась новая плеяда армянских мультипликаторов, которые, продолжив традиции своих предшественников, вписали в историю отечественной мультипликации новую яркую и неповторимую страницу. Наши мультипликаторы трудятся и по сей день: на студии Роберта Саакянца сегодня работают и создают фильмы режиссеры-мультипликаторы Гаяне Мартиросян, Юрий и Наира Мурадяны, Людмила и Давид Саакянцы, Степан Галстян, Игорь Патрик, Владимир Маилян, Алиса Кюрдиан. В свое время об армянской мультипликации весьма точно высказался Юрий Норштейн - величайший мультипликатор нашего времени, автор фильма “Сказка сказок”, признанного Американской киноакадемией “Лучшим фильмом всех времен и народов”, характеристика которого - лучшая иллюстрация ее прошлого и настоящего.
- Школа армянской мультипликации отличается сногсшибательной смесью европейских традиций, кавказского колорита и армянского юмора, где лидером несомненно является Роберт Саакянц, безумно влюбленный в мультипликацию. Человек, который только и говорит об армянской истории и мультипликации. Кажется, он вокруг себя создает некое притягательное поле, куда стремятся попасть многие.
Когда пять лет назад у нас отмечали 70-летие армянской мультипликации, на этот праздник приехало целое созвездие советской мультипликации - Эдуард Назаров (создатель бесподобного мульта “Жил-был пес”, где голосом Джигарханяна пес обещает “щас спою”), Юрий Норштейн, Анна Атаманова (дочь Льва Атаманова), Давид Черкасский, Александр Петров, Виолетта Колесникова, Андрей Хржановский, и др. - “папы и мамы” Бонифация, Вини-Пуха, Айболита, капитана Врунгеля, Чебурашки, казаков (которые в футбол играли и не только) и многих других любимых персонажей.
Следует отметить, что большинство гостей тесно связаны с Арменией и очень любят нашу страну. Так, дочь “отца” армянской мультипликации Анна Атаманова рассказала, что дорога в Армению, а точнее поезд “Москва-Ереван” “повенчал” очень известные “мульт-пары”. Именно по пути в Армению познакомился со своей женой известный художник-мультипликатор Владимир Пекарь, который преподавал армянским аниматорам. Сын Пекаря и дочка Атаманова родились в Первом роддоме на улице Абовяна. А еще Атаманов пригласил к себе из Москвы работать над мультфильмом “Волшебный ковер” первоклассного фазовщика Марию Мотрук и Федора Хитрука (известного российского мультипликатора, сценариста и режиссера, Народного артиста СССР). Они вместе работали на “Союзмультфильме”, и созвучие их фамилий было постоянной темой “издевательств” коллег по цеху: “Хитрук, когда ты женишься на Мотрук?” И именно по дороге в Армению Хитрук наконец-то определился с выбором своей будущей супруги: они поженились в Ереване и всю свою сознательную жизнь в Москве вспоминали наш чудесный город. , Хитрук очень
А вот обладатель Оскара за мультфильм “Старик и море” (2000 год) Александр Петров, оказывается, даже работал в Ереване. В разговоре со мной мультипликатор рассказал, что здесь он проходил практику после 4-го курса ВГИКа, затем два года работал на нашей студии, снял здесь два фильма и даже на время перевез сюда жену и маленького сына. Нынешний его приезд - первый после долгого перерыва, и пока Александр успел побывать только в своем любимом Сагмосаванке, навестить друзей и немного поездить по центру. “Еще пару недель, и уже заговорю по-армянски. Глаза людей, теплота от общения - все осталось прежним”, - сказал он. А на мой вопрос, о том, какую роль сыграла Армения в становлении оскароносца, А.Петров ответил с большим чувством:
- Во всех своих интервью я всегда повторяю, что именно благодаря Армении, опыту работы в группе Роберта Саакянца и других художников и режиссеров я по-настоящему понял ценность и значимость кино, которое стало делом моей жизни. Это начало определило мой дальнейший выбор. Я остался в этой профессии и не жалею об этом. Если бы не было Армении, у меня, наверное, была бы совершенно другая жизнь и судьба. Я ведь собирался закончить институт и заниматься книжной графикой, писать картины.