Родился в семье врача, родители - Мари и Симон Кюпеляны. В 1915, во время Геноцида армян, семья Кюпеляна была депортирована в пустыню Дейр-эз-Зор. Там семье Кюпеляна удалось спастись, так как отец Кюпеляна служил в то время врачом в турецкой армии. Погибла только младшая дочь, а потом отец, который был расстрелян турками в Багдаде. Когда Ваге было 6 лет, его семья вернулась домой в Кахраманмараши обнаружила, что их дом был уничтожен. Семья приняла решение эмигрировать в США. В 1939 году он начал разрабатывать самолётные двигатели для компании Pratt & Whitney. [Spoiler (click to open)] Авиации США во время второй мировой войны (с 1942 года) нужна была новая современная модель истребителей-перехватчиков. Пентагон разметил заказ на фирме "Гудяр". Главным конструктором новой модели был назначе Ваге Кюпелян. Заказав фирме новую концепцию перехватчика, Пентагон ограничился лишь общими концепциями и техническими характеристиками, только ограничив срок изготовления 6 месяцами. Кюпелян внес много новых и полезных предложений, и руководство фирмы поручило ему разработку технического проекта одной из модификаций (всего их было 5) новой модели. После конкурсной победа на альтернативной основе ему была доверена разработка конструкции и основной модели. Думали о модификации, а получилась новая машина, да еще какая! Настоящий бронетранспортер. Это была большая победа авиации США. В феврале 1943 года новый самолет-перехватчик поступил в "Нэви". В то время его главному конструктору не было и 31 года от роду. Он и не предполагал, что закладывает семейство фантомов. Но долго Кюпелян конструктором не проработал: через 6 лет его вплотную заарканил Пентагон и вскоре он стал членом Президентского совета по межконтинентальным ракетам , всецело посвятив себя баллистическим ракетам для ВМС США. В дальнейшем к этим обязанностям добавились и все виды вооружений ВМС. В конце 60-х он руководит отделом разработки всех видов вооружений для обороны США. В 80-ые прошлого века Кюпелян -один из вдохновителей и организаторов СОИ, проектов Б-1, Б-2, ракетных систем "МХ", "Пэтриот" и т.д.В 1984 году он был удостоен премии Американского института аэронавтики и астронавтики. В апреле 1988-го ушел в отставку с поста помощника замминистра обороны по стратегическим и театра военных действий ядерным силам.
У Кюпеляна сын Давид, который пошел по стопам отца и стал конструктором, а дочь Диана -искусствовед.В.Кюпелян был большим патриотом своего народа: несмотря на занятость, он находил время участвовать во всех мероприятиях, связанных с армянской диаспорой и помогал своим соотечественникам. Умер он в 1988 году.