http://www.ra.am/?num=2009061714#2009061714 НЕ ПОРА ЛИ “ОХЛАДИТЬСЯ” ВЕЕРОМ, ГОСПОДА-СОСТАВИТЕЛИ?
То ли народ у нас сильно издерган последними политическими, социальными и общемировыми финансовыми “катаклизмами”, то ли чаша терпения у родителей и педагогов переполнилась, но одно очевидно: нынешние выпускные и Единые экзамены протекают не так “гладко”, как нам все это время пытаются внушить ответственные за образовательную сферу лица. Пресса пестрит открытыми письмами и жалобами педагогов, родителей выпускников и абитуриентов президенту Армении Сержу Саргсяну, новоназначенному министру образования и науки Армену Ашотяну и просто критическими материалами. Надо сказать, весьма к месту.
Начнем с того, что тесты в этом году сложные и не совсем в рамках школьной программы, как нас заверяли. Не хочется углубляться и “грузить” читателей терминами, но поверьте на слово (мы консультировались со специалистами): тесты по “Биологии” (даже вариант “А” - выпускной, что для аттестационной отметки) скорее похожи на вопросник для поступающего в медицинский институт. Не говоря уже об усложненном варианте “А+Б”. Не лучше и тесты по математике, над некоторыми заданиями которых мучились преподаватели вузов: решить-то они их решили, но это заняло довольно-таки много времени - минут 10 для специалиста. Речь, заметьте, идет о заданиях тестов более легкого варианта “А” со всякими тангенсами-котангенсами, логарифмами и т.д. Дело это, довольно трудоемкое и “путанное”, плюс ко всему, детям не разрешали иметь под рукой соответствующие таблицы и формулы (логарифмов, синусов-косинусов и пр.). Скажите на милость, какой ученик сможет держать в голове такую информацию? Разве что математический гений, не меньше.
Ну да ладно: в конце концов, не на все же вопросы дети должны отвечать, и, в принципе, тесты составлены таким образом, чтобы выявить истинный уровень знаний учащихся. А он, как свидетельствуют результаты, - довольно-таки средний. И надо полагать, что дети тут как раз и ни при чем: низкие оценки получили даже абитуриенты, несколько лет занимающиеся по математике, биологии. А что взять со школьников - одиннадцатиклассников, которые весь этот учебный год в школе себя особо не “утруждали” (чего уж греха таить) и занимались по тем предметам, которые им нужны для поступления в вуз. В итоге во время выпускных экзаменов смотрели “как бараны на новые ворота” в тесты, где порядка 50% вопросов - программа за 11-й класс. Кто виноват? Дети - нет, школа - тоже вроде нет (у какого учителя-предметника хватит “наглости” дергать ребенка, который и без того разрывается между репетиторами). Вывод один - ответственные за сферу лица, которые вроде пытаются “помочь” и школьникам, и родителям избавиться от “пережитка прошлого” - института репетиторства, повысить объективность в процессе экзаменов и т.д. Однако берутся за дело они “не с того бока”: надо сначала всю общеобразовательную систему привести в соответствие с новыми образовательными реалиями (программой, учебниками, нововведениями и изменениями по каждому конкретному предмету и т.д.) и лишь потом ТРЕБОВАТЬ! А пока требуют и будут требовать именно с нее, да еще и возмущаться и жаловаться самому президенту. И небезосновательно.
“Шерше ля фам...”
Один из главных “камней преткновения” и причина жалоб на нынешние экзамены - тесты по самому “сдаваемому” предмету, “Армянскому языку и литературе”. К сожалению, их составители преимущественно представители сильного пола (хотя есть и две дамы): имена достаточно известные и их “шерше” особенно не стоит. Зато хочется привести несколько примеров “творческого гения” этого коллектива, чтобы стало ясно: почему так возмущаются и о чем кричат на каждом шагу преподаватели и родители.
Вершина “эпического жанра” - вопрос №77 теста варианта “А+Б”, текст которого приводим в дословном переводе. Дано главное предложение: “Когда женщины обмахиваются веером, то удаляют от своего лица нагретый воздух, заменяя его не нагретым, что облегчает состояние имеющих веер - за счет более прохладного воздуха, окружающего других присутствующих”. Ничего себе, правда? “Высший пилотаж”! Но это еще не все: под ним еще четыре варианта предложений с “аналогичной” бредовой тематикой: о том, что женщины, обмахиваясь веером или шляпой, освежают себя и окружающих; делают это, усугубляя состояние окружающих, и пр. В общем, из приведенных четырех вариантов нужно найти предложение, по смыслу не противоречащее главному. Как вам? Где здесь армянский язык и литература? Наверное, если ребенок не поймет “про женщин и веера”, то он, значит, неграмотный? И, между прочим, может и не понять, так как язык изложения еще тот. Так и хочется дать составителям тестов не веер, а большое ОПАХАЛО или даже ВЕНТИЛЯТОР - для остужения воспаленного воображения, породившего задание такого рода. Задание № 48: приведено 4 персонажа и столько же их реплик (из объемного исторического романа Д.Демирчяна “Вардананк”), и надо отметить, “против какого героя написаны именно его слова”. Тоже, очевидно, по мнению составителей тестов, свидетельство “высокого знания армянской литературы”. Есть и несоответствия со школьной программой: в вопросе №47 необходимо из 11 сборников различных авторов выделить семь, принадлежащих Терьяну, в то время как в школе изучаются два его сборника “Еркир Наири” и “Мтншахи анурджнер”, а остальные даны обзорно. В задании №79 надо найти общее между двумя поэмами Чаренца, одна из которых (“Хмбапет Шаварш”) также не входит в школьную программу.
Не лучше и тест варианта “А” (выпускной). Задание №47: приведен отрывок из поэмы А.Исаакяна “Абу-Лала Маари”, и нужно ответить, из какой он суры - первой, третьей, четвертой или восьмой. Ну скажите на милость, кому это нужно и для чего: знать конкретно, из какой главы строчки. Это что, свидетельство знания литературы? Или же вопрос № 49: здесь даны строки стихотворения, и надо определить, какому автору они принадлежат - Туманяну, Исаакяну, Ширазу или Терьяну. Правильный ответ Туманян (стихотворение “Айреникис ет”). Но вот в чем дело: это произведение в путеводителе по армянскому языку и литературе не отмечено в обязательном списке стихотворений, которые надо знать наизусть, и вполне естественно, что, не выучив стих назубок, ребенок вряд ли, даже прочитав его несколько раз, вспомнит на экзамене выдержки из этого произведения. Еще один немаловажный аспект: в выпускном классе на армянскую литературу отведено всего 2 часа в неделю, а на язык - один. Так что осилить все произведения (исторические романы, сборники стихотворений и пр.) в последнем классе просто физически невозможно.
Есть ряд и других спорных заданий (в тестах “А” и “А+Б”), касающихся изобразительных средств языка (метафора, олицетворение, сравнение и т.д.), чередования гласных, грамматики и т.д., вызывающих разночтения у различных специалистов и даже в разных учебниках. Не говоря уже о том, что раз в несколько лет меняются некоторые правила, например, правописание имен собственных (такие задания есть в тестах), и непонятно, как что писать (с большой или маленькой буквы - информация в разных источниках разная).
Отдельной “строкой” нужно выделить еще и вопросы, не филологического или литературного плана, а скорее относящиеся к разряду ребусов: эти задания изложены в непонятной и недоступной для понимания форме, не имеют какого-либо отношения к знанию родного языка и литературы и требуют логики, но какой-то “особой” и “изощренной”. Не беремся их излагать (они и на родном языке совершенно неудобоваримы), зато предлагаем ознакомиться с ними на сайте Центра оценки и тестирования www.atc.am в разделе Единые экзамены (Тесты и ответы).
Между прочим, внимательно изучив экзаменационные тесты, у нас возникло очень большое сомнение относительно детей, получивших высокие баллы: их хоть и мало, но поверить в то, что в Армении найдется ребенок, который ответит на все вопросы (часть из которых “бред сивой кобылы”), маловероятно. А потому можно предположить, что мы имеем дело с тестами, где весьма умело расставлены так называемые коррупционные ловушки, обойти которые может лишь ограниченный круг людей. В этом, кстати, уверены как сами педагоги, так и родители и дети, в один голос утверждающие, что “двадцаточники - исключительно “блатные” дети”.
Готовим середнячков
Вот так, уже на протяжении нескольких лет кто-то составляет тесты, путеводители, зарабатывает на этом деньги (заметьте - как бюджетные, так и кредитные), а отдуваются и треплют себе нервы родители, педагоги и дети. Вот и новому министру Армену Ашотяну приходится все время комментировать жалобы: он, в частности, заверил, что тесты составлены в пределах школьной программы (с этим нам трудно согласиться). Но, при этом, он хотя бы подтвердил, что тесты по армянскому были сложные. По его словам, нам всем хотелось бы, чтобы “все получили высокие отметки, однако тогда пропадает механизм дифференциации экзаменов, то есть экзамен - это такой механизм, посредством которого дифференцируются знания”. А кто продифференцирует знания составителей тестов и отдельные ужасные задания, включенные в тесты? Смешно полагать, что составители не знают требования школьной программы и все возможные сложности и “особенности” (ставящие в тупик даже специалистов) того или иного предмета. Здесь логичен лишь один вывод: это делается СПЕЦИАЛЬНО, дабы априори не допускать возможности получения высоких баллов (19-20) на экзаменах и держать среднюю планку где-то в пределах 11-12 баллов. Яркой иллюстрацией к этому служат и статистические данные, свидетельствующие о том, что год от года тесты пишут все хуже и хуже, а средняя планка постоянно снижается. Так, в 2007 году (когда впервые был введен ЕГЭ по “Армянскому языку и литературе”) подавляющее большинство экзаменуемых набрало от 14,9 до 17,9 баллов, средний же показатель по стране был от 16 до 17 баллов (самая “популярная” отметка - 46 баллов). Если же сравнивать с результатами прошлогодних экзаменов по тому же предмету, то тогда подавляющее большинство довольствовалось 12-14 баллами (средний показатель - 13,02). Ну а на нынешних экзаменах средний показатель по “Армянскому языку” - 11,4 балла. В этом году налицо тенденция снижения среднего балла и по остальным предметам: по “Всеобщей истории” средний балл - 12; по “Географии” - 13, по “Биологии” - 11,7, по “Математике” - 10,8. Немногим лучше дела обстоят с “Английским языком”: 100 человек получили 20 баллов, еще 1000 - 18 и 19 (этот результат повторяет прошлогодний).
Хоть до вступительных экзаменов еще далеко, но уже ясно, что в вузах будет низкая проходная планка. К чему, собственно, и стремятся ответственные за сферу образования лица, поскольку одну из важнейших задач ЕГЭ видят в обеспечении равных возможностей для всех выпускников, снижении коррупции при поступлении в вузы и упрощении процедуры поступления. Так что тесты в этом году не случайно составлены с еще большим учетом трудности преодоления 100%-й планки (не являющейся для реформаторов от образования “самоцелью”). Только вот на этот раз ни низкая проходная планка (вообще-то позитивно влияющая на общий “эмоциональный” настрой экзаменационного процесса и морально-психологическое состояние абитуриентов), ни понимание того, что, возможно, дети поступят в вузы со средними баллами, поступающую и болеющую за них общественность не успокаивают: тесты никуда не годятся, и с этим что-то надо делать. Ну а если год от года наши образовательные деятели и дальше будут “мудрить” над ними, впихивать туда заковыристые вопросы на засыпку, то неровен час, вскорости, глядишь, придется принимать в вузы детей с 7 и 10 баллами. Не лучше ли еще раз, “с лупой” (а это именно и делают педагоги и родители - для “втыка” нерадивым составителям) пересмотреть тесты, школьные учебники, программу, четко обозначить приоритеты, рамки и требования к школьникам и составить нормальные тесты и пособия, без всяких там “дам с веерами и без вееров”. Ведь потом за все придется отвечать во время апелляций. Делать, что ли, нечего?
No comment
Когда материал готовился к печати, выяснилось, что Центр оценки и тестирования (ЦОТ) распространил сообщение. В нем говорится: “13 июня, в ЦОТ, Апелляционная комиссия организовала обсуждение с привлечением специалистов, в результате которого выяснилось, что тесты Единого экзамена по армянскому языку и литературе как в структурном, так и содержательном плане соответствуют путеводителю и школьной программе”. В сообщении также говорится о том, что специалисты предложили внести изменения в оценку вопросов “А45” и “Б79” (другие предложения были отклонены как безосновательные). Однако, согласно порядку апелляции, мнения специалистов были обсуждены, а окончательный вердикт вынесла Апелляционная комиссия, постановившая, что в задании “А45” считать правильным ответом и вариант “Легенда “Парвана” Ов.Туманяна” (абитуриенты, указавшие это произведение, получат 0,25 баллов.)