К вопросу о периодизации истории. The modern world.

Feb 28, 2010 00:58

The modern world. Liberté, égalité, fraternité, louisette


Эта статья является отрывком статьи, написанной более 5 лет назад и опубликованной здесь.

После гибели СССР целый ряд исследователей заговорили о смене исторической парадигмы, глобализации, об эпохе постмодернизма (post-modern world) и т.д. Наиболее скандальный из них, американец японского происхождения Френсис Фукуяма в 1992 году заявил о конце человеческой истории, как истории народов и цивилизаций. Конечно, в 1992 году многим казалось, что ничто не может остановить распад традиционных обществ и победного шествия по планете «нетрадиционного» сверх общества и бесспорного гегемона - США. Только обнаружение на Венере разумных, но не демократически настроенных осьминогов, нуждающихся в атомных бомбардировках для обретения свободы, равенства и братства, давало шанс на продолжение истории человечества, как истории «разумных» существ и спасение от всемирной скуки. Усама Бен Ладен весьма театрально опроверг Фукуяму, но вряд ли 11 сентября 2000 года можно считать конструктивным предложением международного сотрудничества. К тому же существует мнение (см. Мур), что эти события явились результатом чисто внутреннего развития спецслужб и американского ВПК, да и сам Усама в 80-х, как известно, являлся главным распределителем фондов ЦРУ в Афганистане и любимым учеником «великого шахматиста» Збигнева Бжезинского. В любом случае человеческая история продолжается, хотя «конец новой истории» (modern history) превратился в трюизм. Возникает впечатление, что распад СССР действительно символизировал переход к существенно другой логике развития, и мы являемся свидетелями окончания исторических циклов значительно более длительных, чем сто лет. При этом исторические аналогии с Византией после 4-го Крестового похода просто бросаются в глаза. С этой точки зрения полезно посмотреть, откуда взялось понятие «исторического модерна», что такое «традиционные» общества, насколько СССР можно считать «традиционным обществом», и какие собственно длительные исторические тенденции привели к возникновению понятия «новый мир»(“modern world”), свидетелями конца которого мы якобы являемся.
Первым подразделение истории на античный мир, средние века и историю нового мира в 1895 году предложил родоначальник английской историографии лорд Актон для удобства преподавания. Он предложил преподавать Новую историю с 1492 года и до современности, так как «современная история начинается примерно 400 лет тому назад и отличается от предыдущей истории очевидными и специфическими чертами». Условная граница между историческими эпохами примерно в 1450-1500 годах устояла с течением времени и при перенесении в другие культуры. Это наводит на мысль, что действительно в этот период произошло некое событие, определившее развитие человечества более чем на 500 лет вперед.
В 1492 году была открыта Америка, примерно в это же время началась череда войн между Францией и Испанией, Тюдоры пришли к власти в Англии, Мартин Лютер начал свою проповедь в Германии, а Иван Великий в России отказался платить дань татарам. Но открытие Америки оказало мало влияния на современников, и последствия этого открытия стали важными столетия после этого. Тюдоры были весьма значительны для Англии, но эта страна в то время не обладала таким уж большим влиянием. Взлет науки и промышленная революция, которые отождествляют с «новым временем» начались, по крайней мере, на сто лет позже, а новые социальные отношения в разных странах сформировались в разное время. Так в Германии и в России феодализм успешно боролся за свое существование даже и в 20-м веке. 1500 год является расцветом эпохи Возрождения, но если человек Возрождения, повлиявший на все человечество, когда-либо существовал, то он появился, по крайней мере, на 100 лет раньше. Для Лорда Актона наиболее значительным явлением было возникновение протестантизма, которое подписало смертный приговор Священной Римской Империи и способствовало, таким образом, созданию национальных государств в Западной Европе. Но Германия стала национальным государством только в 1871 году, да и национализм после Гитлера как-то потерял свою безоговорочную привлекательность..
Единственное событие, которое произошло примерно в это время, и было столь значительным, что могло изменить парадигму развития человечества на 500 лет вперед - это падение Константинополя в 1453 году. Византийская Империя - второй Рим, связующее звено между античным миром и поднимающейся из полного варварства Западной Европой, которая была источником государственности, законов, образования и искусств в течение более 1000 лет, ослабленная четвертым крестовым походом, внезапно исчезла. Византийская Церковь, которая была матерью для Русской Православной Церкви, стала частью Оттоманской Империи, и именно это событие сделало Россию не просто главным, а единственным Христианским государством того времени. Взятие Константинополя войсками султана Махмуда поставило точку под последствиями 4-го Крестового похода, закрепив Великий Раскол.
С экономической и геополитической точки зрения Византия, в отличие Иберийского полуострова и Палестины, была единственным местом, где происходил сравнительно мирный культурный обмен европейцев с исламским миром. Падение Константинополя закрыло пути на Восток, прервав все торговые связи с Китаем и Индией и направив исследовательскую энергию не слишком гуманных европейцев на Американский континент. Именно это событие сделало Сэра Фрэнсиса Дрейка адмиралом ее Величества, а Англию превратило в Британскую Империю, оставившую далеко позади Венецию, которая по иронии судьбы организовала четвертый крестовый поход для увеличения своего влияния. Воспоследовавшее покорение Америки и геноцид населения целого континента, оставило неизгладимые шрамы на сознании человечества, с тех пор постоянно озабоченного вопросом: «а чья земля сегодня интересует бледнолицых братьев?». Именно озабоченность этим вопросом населения Германии после первой Мировой Войны в немалой степени способствовала росту популярности Адольфа Гитлера. Удивительным образом католическая церковь в 1453 году, подобно США в 1991 году, потеряв геополитического соперника и объект сравнения, обнаружила себя врагом своих бывших почитателей и союзников, эпоха Возрождения превратилась в «ностальгию» по язычеству и культурную де христианизацию, а католическая Реформация в секуляризм и де христианизацию политическую.
Из вышесказанного становится ясно - главной чертой исторического модерна и построения «нового и новейшего мира (“modern world”), который начался с падения Византии, а закончился внезапным, поразительным распадом антихристианской советской империи, было непрерывное падение влияния восточного Христианства. С этой точки зрения коммунистический проект СССР был наивысшей точкой развития главной идеи эпохи Возрождения - гуманизма, а распад СССР и последовавшая за этим геополитическая катастрофа, возможно, означают начало интеллектуального и духовного подъема Православия и восстановление Христианской Империи. Тот факт, что на Ближнем Востоке, как и 600 лет назад идет война между «западным христианством» и Исламом, только подтверждает догадку, что все вернулось "на круги своя», и «нет ничего нового под солнцем», а мы являемся свидетелями завершения целого ряда исторических циклов, в том числе и очень длительных.

Империя, history, russian winter

Previous post Next post
Up