К вопросу о скульптурной иконе: норвежская традиция во Фландрии и Северной Германии.

May 04, 2015 13:07

Originally posted by uchitelj at Структура резного алтаря-складня, северная Европа
Оригинал взят у uchitelj в Структура резного алтаря-складня, северная Европа

Еще в XII веке в связи с возросшей пышностью обрядов на скромный алтарь в форме стола ставились иконы или реликварии. Постепенно эти священные предметы приобретали все более роскошный вид, их размеры увеличивались. Так алтарный образ стал основным предметом богослужения. В разных странах католической Европы пути развития алтаря были разными. В Германии в конце XIII века возникает особый тип створчатого алтаря-складня, пора расцвета которого падает на 1470-1500-е гг.


Любек, Церковь Св.Марии





Церковь Нигулисте, Таллин

Алтарь состоит из центральной части - короба (Schrein) и створок-крыльев (Flügel). Вначале к коробу привешивалась одна пара створок, но со временем стали делать алтари с двумя парами подвижных крыльев и даже еще третьей парой боковых, неподвижных (Standflügel).



Алтарь из церкви St.-Florian (Sillenstede), Германия http://uchitelj.livejournal.com/638397.html



Бернт Нотке. Алтарь церкви Св. Духа, Таллин.




В короб чаще всего ставились круглые скульптуры.



Алтарь Вита Ствоша, Мариацкий костел, Краков. http://uchitelj.livejournal.com/727765.html



На створках крепились рельефы или же они расписывались.



Дойчорденкирхе, Вена

Снаружи створки оставались без украшений или их покрывали живописью.
Таким образом создавалась определенная градация от плоскостной живописи снаружи к рельефам на внутренних сторонах створок и, наконец, к статуям в коробе.



Алтарь Собора Св.Стефана в Вене с закрытыми створками. http://de.wikipedia.org/wiki/Wiener_Neustädter_Altar

В XV веке между алтарным столом и коробом включается новый элемент - пределла.



Алтарь Вита Ствоша, Краков.

Скромный поначалу алтарь получает также навершие в форме готических башенок со множеством мелких статуй.




Любек, Церковь Св.Марии

Сверкание красок, блеск золота и серебра превращали алтарь в средоточие церковного интерьера.


Фрагмент алтаря из церкви Нигулисте, Таллин  http://uchitelj.livejournal.com/518346.html

Во второй половине  XV века раскрашиватели пользуются также люстровыми красками, разными оттенками золота, прорабатывают поверхность статуй лепным орнаментом.



Музей Св.Анны, Любек
http://mmekourdukova.livejournal.com/193298.html



Дойчорденкирхе, Вена http://uchitelj.livejournal.com/416986.html



Ганновер, Marktkirche. http://uchitelj.livejournal.com/167733.html

Полностью сформированный алтарь с двумя парами створок, пределлой и архитектурным завершением имел важное свойство - он мог менять свой облик. В будни, когда отсутствовало богослужение, створки были закрыты.



По воскресеньям открывалась первая пара створок, и перед молящимися представала более нарядная, с матовой позолотой и часто более радостная по содержанию воскресная композиция.
По определенным праздникам распахивалась вторая пара створок и открывался короб с фигурами, мерцающими красками и чистым золотом. Все служило усилению эмоционального воздействия и подчинялось определенной иконографической программе.

Алтарь Вита Ствоша. Сверху - с закрытыми створками, внизу - с открытыми.





Алтарь Собора Св.Стефана в Вене имет две подвижные внешние и две подвижные внутренние створки.
Внешние створки и задние поверхности внутренних створок расписаны, тогда как передние поверхности внутренних створок покрыты резьбой.

http://de.wikipedia.org/wiki/Wiener_Neustädter_Altar



Текст по книге: М.Либман. Немецкая скульптура. 1350-1550., М. 1980., стр.21-26
 В продолжение темы замечательный Wunderaltar из Дортмунда, Германия

искусство, иконы

Previous post Next post
Up