Данная статья, несмотря на личные убеждения автора, в первой своей части представляет собой попытку оценить реальное положение дел с секулярной точки зрения. Связано это с тем, что футуризм и глобализм заведомо не христианские понятия. Единственно возможный христианский футуризм называется «Апокалипсис», там же описывается мистическая природа глобализма. Тем не менее и футуризм и глобализм несомненно являются основой для принятия решений руководителями крупнейших государств, в том числе России. Парадоксальным образом рассмотрение этого противоречия позволяет с особой ясностью выявить Православную философию и этику как неоценимый ресурс преодоления глобального экономического кризиса.
За последние 200 лет, после того как Мальтус артикулировал проблему противоречия между ограниченностью планетарных ресурсов и численностью человечества, растущего в геометрической прогрессии, выдержали проверку временем 3 принципиально различные футурологические концепции:
1. Человечество разделено на два биологически различных вида - "сверхлюди" и "недочеловеки". Сверхлюди уничтожают недочеловеков, как конкурентов за иссякающие природные ресурсы, обеспечивая оставшейся немногочисленной расе господ высокий уровень жизни.
2. Человечество продолжает развиваться и преумножатся, компенсируя иссякающие природные ресурсы достижениями научно-технического прогресса.
3. Человечество использует оставшиеся ресурсы для выхода в Космос и получения доступа к неограниченным ресурсам Солнечной Системы и Галактики. А земля превращается в курорт для отважных покорителей Космоса.
Особенно сильно эти концепции проявились после 1945 года, во время холодной войны. Это по всей видимости связано с тем, что в то время концепция №1, в дальнейшем именуемая пессиместической, потеряла свою актуальность в виду во первых своей очевидной связи с нацизмом, а во-вторых с тем, что применение ядерного оружия делало недоступными те самые ресурсы, которые предполагалось завоевать.
После геополитической катастрофы распада СССР, человечество потеряло альтернативу безумию финансового капитализма и на первый план выдвинулось противоречие между ограниченностью земных ресурсов и неограниченной возможностью печатать доллары. Причем честные попытки правительства США ограничить и взять под контроль собственный печатный станок, в отсутствие внешней сдерживающей силы, которой до 1990 года был СССР, напоминали Барона Мюнхгаузена, вытаскивающего самого себя за волосы из болота, и объективно были обречены на провал.
В результате сформировалась концепция постмодерна, по сути идентичная футурологической концепции №1, и в своем наиболее презентабельном виде сформулированная Френсисом Фукуямой. Причем следует отметить, что судя по всему, администрацией Билла Клинтона был поставлен крест на футурологических концепциях №2 и №3, в дальнейшем именумых оптимистическими. Этот вывод следует из того, что прекратилось финансирование научных исследования в области энергетики (термояд) и космоса, которые являются ключевыми для этих концепций.
Единственным признаком существования этих оптиместических концепций №2 и №3 в мире постмодерна является проект адронного коллайдера ЕС. К сожалению кризис постмодерна затронул не только мораль (автор считает очевидным, что концепция №1 аморальна), но и научный метод, как основу западной цивилизации, что и проявилось в провале этого проекта. Западная наука потеряла критерий истинности и стала жертвой распада понятия «реальность», как философской категории. В области экономики это проявилось в отрыве экономических показателей от материального производства и в деиндустриализации наиболее развитых стран. В области физики в появлении теорий так называемых калибровочных полей, которые невозможно сравнить с экспериментом в виду произвольного количества подгоночных параметров и «мировых констант». Исходя из этого в ближайшие 20 лет адронный колайдер будет занят поисками бозона Хиггса и подгонкой «мировых констант» под факт его отсутсвия. Нельзя даже исключить, что бозон Хиггса и соответствующие Нобелевские премие будут таки несколько раз обнаружены. По всей видимости с последующми исчезновением в черных дырах. Даже в области математики кризис научного метода проявился в отсутствии интереса к исследованию соответствия точных и численных решений дифференциальных уравнений в частных производных.
Как было показано автором этот кризис научного мышления связан не столько с развитием науки как таковой, сколько с Западно-европейским менталитетом, сформированным "великим расколом". Проявляется это в том, что со времен Варлаама Калабрийского и Вильяма из Оккама на Западе реальным считается единичное (частное) и/или материальное. В рамках восточно-европейского менталитета, сформированного Православием, «реальность», как философская категория является производной от так называемой онтологической реальности (сотворенности из ничего Господом Богом) в рамках авраамовской традиции дохристианского иудаизма и получившей окончательное подтверждение фактом Боговоплощения. Российская наука, порожденная Петром Великим и Михаилом Ломоносовым, изначально приняла техническое соревнование с западной наукой, не принимая за основу Западно-Европейский менталитет. Более того она успешно выдержала это соревнование, что проявилось в частности в работах Николая Лобачевского, Дмитрия Менделеева, Николая Вавилова, Александра Фридмана, Игоря Тамма и т.д.. Работы этих ученых не только составили славу российской науки и продемонстрировали преимущества восточно-европейского менталитета как мировоззренческого базиса науки, но и показывают пути преодоления нынешнего кризиса научного метода, тем самым, позволяя вдохнуть вторую жизнь в секулярный оптимизм футурологических концепций №2 и№3.
Более того, тот факт что для Христианской нравственности категорически неприемлем пессиместический сценарий, так как гипотеза распада человечества на два вида превращает в абсурд воплощение Бога в человеке, означает что в России возможно задействовать мощный ресурс Православной этики как источник социального оптимизма и
«социально-консервативного синтеза» . Действительно только Православие позволяет объединить историю Российской Империи и историю Советского Союза от противостояния Ливонскому Ордену до Красного Знамени на крыше Рейхстага и сформировать концепцию "Прикровенной Империи", как «Удерживающего» и "Града Китежа". Если исходить из авраамисткой концепции "вначале было Слово", Россия не может выйти из почти столетнего кризиса, не восстановив "распавшуюся связь времен" и не преодолев навязываемую Западом концепцию России, как совершенно нового государства, не имеющего никакой связи с уничтоженной "империей зла "дореволюционной Россией. Действительно, совершенно очевидно, что современная Россия, приняв на себя роль правоприемницы могильшика России исторической, отрцает сама себя, и это не может не сказаться на сознании Российских граждан. Восстановление единства сознания Россиян, выраженное словами Святого Александра Невского «Не в силе Бог, а в Правде» и словами Сталина «Наше дело Правое - Победа будет за Нами», может не только предотвратить пессимистический сценарий (футурологическую концепцию №1, ) и минимизировать отрицательные последствия влияния мирового кризиса на Российскую экономику, но и превратит Россию в лидера построения пост-кризисной экономики.
Слава России!!!