Суть спора между последователями Юлианского (старостильного) календаря и Григорианского (новостильного) календаря не во взаимоотношении между астрономическим и "сакральным" временем, а в претензии Римских Пап на первенство над всеми христианскими епископами. Православные в Византии уже начиная с 10 века тоже знали о том, что Юлианский календарь за 128 лет убегает от астрономического времени на сутки. Более того они тоже обсуждали необходимость коррекции Юлианского календаря, но считали, что это необходимо делать так, чтобы коррекция годового цикла не нарушала другой цикл - семидневную неделю, который для Церкви играет не меньшее значение чем астрономический годовой цикл. Для этого календарь необходимо корректировать когда смещение Юлианского календаря будет кратно 7 дням. Например в 2094 году разница составит 14 дней и тогда при коррекции календаря суббота останется субботой, а воскресенье воскресеньем. А в 1582 году, когда Папа Григорий ввел своей буллой новый стиль, применение правил празднования Рождества привело к тому, что вслед за вторником 25 декабря 1582 года по Юлианскому календарю наступило воскресенье 5 января 1583 года.
В результате Григорианской коррекции нарушились все праздники, связанные с датами, так как они вместо воскресных дней стали попадать на будние и совпадать с праздниками, которые не были связаны с датами. Всего этого не будет происходить, если корректировать календарь на неделю каждые 900 лет, что и предлагал Византийский ученый Никифор Григора. Но для этого надо было подождать до 21 го века и созвать 8-й Вселенский Собор, поскольку Римский Папа с точки зрения Православной Церкви просто не имеет соответствующих полномочий, даже если он вернется в Православие. А Папа, единолично приняв такое решение этот раскол только углубил. Тем более это невозможно пока Церковь остается расколотой.
Выходом могло бы быть принятие такого решения 8-мым Вселенским Собором Православных Церквей, но это сделало бы возврат католиков в Церковь почти невозможным, поскольку они в таком Соборе не могли бы принять участие.
Правда созвать такой Собор несколько дней тому назад предложил Патриарх Константинопольский Варфоломей, который, понимая это, некоторое время назад совместно с католиками снял взаимные анафемы, которые с формальной точки зрения и создали Великий Раскол на восточное и западное христианство.
Но Патриарх Варфоломей сопроводил это предложение требованием признать его примат над всеми остальными Православными Епископами аля Папа Римский. Первенства чести, на что он безусловно имел право, пока не стал действовать вопреки Церковным канонам и превышать своих полномочий, ему теперь мало и он хочет быть главным министром-администратором всех Православных Церквей. Что для Московского патриархата ИМХО
совершенно неприемлемо, так как это означало бы, что Уния, которую Патриарх Варфоломей либо уже заключил, либо собирается заключить с Католической Церковью и Церковью Англии, была бы обязательной и для Московского Патриархата. Особенно если учесть. что такие соглашения между Вселенским Патриархом и Предстоятелями Католической Церкви и Церкви Англии на уровне декларации о намереньях возможно уже были заключены два года назад 27 октября 2011 года.
Но с тех пор оба контрагента Патриарха Варфоломея ушли в отставку в результате скандалов, так или иначе связанных с "голубым лобби", требующим переквалифицировать содомию как грех, который ни при каких условиях не может быть благословлен Церковью. И те кто пришли им на смену начали с того, что подтвердили традиционное отношение Христианства к этому греху, правда отметив, что это не дает права отравлять таким грешникам жизнь и не означает большей греховности содомитов по сравнению с прелюбодеями или ворами. А предстоятель Католической Церкви Папа Франциска на следующий день после встречи с Владимиром Владимировичем Путиным даже выпустил Папский манифест, который ненавистники марксизма обозвали марксистским. Это несомненно создает проблемы плану Варфоломея, авторские права на который многие приписывают Кондолизе Райс, особенно если учесть, что Константинопольский Патрирарх является чиновником Турции, которого по закону премьер министр Турции и приятель Путина Эрдоган может просто уволить в любой момент. А то, что эта проблема вполне серьезна и на вышеупомянутый призыв Варфоломея сделали ставку серьезные силы геополитического масштаба, говорит то, что
сегодня в Константинополь (Стамбул) для переговоров прилетел глава Церкви Англии Джастин Велби. И поверьте, пока Кураев нам морочит голову, помимо заявленных тем - церковное единство, реформа календаря и инкорпорирование в церковь голубых, - главной темой обсуждения будет положение на Украине, которая в течении множества веков была главном полем битвы между Католичеством, Британской Империей, Константинополем и Московским Патриархатом.
Так что я думаю, что Юлианский календарь еще долго останется Православным Церковным календарем и мы будем праздновать два Новых года.
Более подробно этот вопрос рассмотрен здесь.