Дух времени!

Jan 23, 2011 00:08

Я тут неожиданно для самого себя сплясал гопака на минном поле и кажется задел некоторое количество своих блогоприятелей, мнением которых я дорожу. Минное поле возникло в связи с "усталостью от опер на непонятном (итальянском?) языке", озвученной главным дирижером Минского Национального Большого театра оперы и балета Виктором Плоскиным, которая весьма конструктивно привела к постановке оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова:

"На самом деле вопрос более чем существенный. Я думаю, что это не имеет никакого отношения к итальянскому языку. Просто возникла потребность в восстановлении русской культуры. Она и день победы это по сути единственное, чем мы можем гордиться, благодаря чему мы можем чувствовать себя частью целого, а не участниками отдельных партизанских отрядов. Причем надо отметить, что советский период этой культуры является взлетом культуры именно русской, а это позволяет восстановить "распавшуюся связь времен" в "подгнившем датском королевстве". В конце концов современная Россия связана с Российской Империей все таки через СССР, который совпадал с исторической Россией не только территориально, но и культурно. И опера конечно играет в этом особую роль. Бородин и Мусоргский - это, конечно, немного другое искусство, чем Верди и Пучини. Более того, само понятие русский народ возникло из постановки "Бориса Годунова" в Мариинском театре, которая стала поводом для артикуляции понятия "русский народ". До этого такого понятия просто не было."
Особенно "удачным" коленцем этого гопака оказался следующий комментарий:
"Это вы не "Бориса Годунова"(в Метрополитен-опера) имеете в виду? По моему это какой-то кошмар. И дело не в языке. Какая-то чудовищная русофобия. Жуть. Россия показана говнорашкой, которая сама постоянно отвергает "цивилизованный путь" и потом мучается от имперских комплексов. И поделом ей дуре толстой. Или Толстой? И в контексте чувствуется ожидание претензий за 90-е. А мальчики кровавые в глазах - это вообще фрейдистские комплексы ! Кошмар! Зато певческая культура и сценография просто зашкаливает. Профессионализм конечно впечатляет, но вряд ли это будет иметь какое либо отношение к русской культуре, даже если все эти пиндосы научатся говорить с чистейшим рязанским акцентом. Даже не знаю, как на это реагировать - с одной стороны нельзя не восхищаться, а с другой стороны как-то подташнивает."
"Дело в том , что в этой опере есть отдельное действующее лицо - народ. И на этом основании всякие прибалтийские немцы, засевшие в дирекции Императорских театров, оперу отвергли, и общественность это действующее лицо через этот барьер с боем прошибала. Я чувствую, что сейчас тоже придется тоже самое делать."
Этот вопрос настолько животрепещущий, и вместе с тем настолько сложный, что его невозможно раскрыть хоть сколько ни будь адекватно без огромной исследовательской работы. К счастью в последнее время появились электронные библиотеки, позволяющие делать широкие умозаключения и выводящие подобного рода исследования из под контроля почти жреческого сословия критиков и профессиональных оперных историков. Причем если не лучшим, то вполне достойным и вместе с тем доступным инструментом такого анализа, несомненно, является википедия. В порядке пояснения высказанной мной точкой зрения приведу следующие цитаты:
«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить ее в опере». - Мусоргский. Уже это высказывание показывает, что сверхзадачей оперы была артикуляция национальной идеи как способа самоидентификации русского народа.
Официально первая постановка оперы в 1869 году была отвергнута в связи с отсутствием главной женской роли, а вторая постановка, в которой появилась Мария Мнишек в комбинации с монументальной сценой восстания под Кромами "безмолвствующего" народа, который в отвращении от безблагодатной власти стал легкой добычей самозванца. Что собственно и стало началом Смутного Времени, в ходе которого погибла почти треть населения России. На самом деле, согласно свидетельству друзей Мусоргского Юлии Платоновой и Владимира Стасова, опера была отвергнута дирекцией Императорских театров из-за обилия хоровых сцен, которые несомненно наилучшим образом соответствовали вышеупомянутой "сверхзадаче", поставленной перед собой Мусоргским. Надо заметить, что упомянутые мной прибалтийские немцы это не этнос, а некая субкультура в Российской Империи, или вернее гностическая секта потомков тех самых рыцарей Ливонского и Тевтонского орденов, которым Петр I, стремясь привязать их к Империи, дал беспрецедентные привилегии. Кроме того следует особо отметить. что предки этих "немцев" по всей видимости не имели никакого отношения к Deutschland, а были участниками северных крестовых походов, которых рекрутировали во всех клоаках Европы посланцы папы Римского Григория IX и ради вымачивания которых Александр Невский превратил Чудское озеро в самый большой сортир 13 века. Более того лидерами этой субкультуры, которая противодействовала опере Мусоргского были Петр Ильич Чайковский и Великий Князь Константин Николаевич.
Что же касается "пиндосов" то это тоже не географическое понятие, а скорее мировоззренческое, так же как мещанство в России означает не столько социальный слой, сколько определенный менталитет. В подтверждение своей точки зрения о постановке Бориса Годунова в Метрополитене приведу следующий отрывок:
"The production shows the violence that permeated Russia, and the tyranny of its rulers. Boris, like Shakespeare's Macbeth, is tormented with guilt over the murder he committed; then he imposes fascistic rule over his subjects, spying on them and approving killings by his cronies. What gives the opera a human touch is that with his children Boris is warm and caring. Not only Boris is cruel: Monks pick the pockets of a drunk, and children steal a kopek from the Holy Fool. Victorious freedom-fighters stab and strangle those who supported their opponents."
Я сначала заподозрил себя в комплексе американской неполноценности, но максимально беспристрастные опросы моих друзей американцев, причем максимально удаленных от политики, показали, что этот отрывок вполне адекватно описывает те впечатления, которые они получили в ходе просмотра оперы "Борис Годунов" в Метрополитан-опера.

идеологическая война, опера, history

Previous post Next post
Up