Профаны и посвященные.

Aug 01, 2013 13:31

Продолжение Light, color and design=свет, цвет, композиция?
Раскрашивание клеток продолжалось довольно долго наверно пару недель, причем занятия продолжались часа три-четыре, а каждое раскрашивание не более получаса. Сначала задача ставилась чисто эстетическая, потом надо было добиться глубины, потом клетки надо было раскрасить как пейзаж, при этом в качестве прототипа использовалась картина какого нибудь известного художника, Особенно на меня сильное впечатление произвело раскрашивание клеточек, должное изображать цветовую перспективу горы Сент-Виктуар Сезанна, но перевернутого вверх ногами. В результате этих упражнений некие ощущала обострились до крайностей, так что я довольно долго не мог воспринимать живопись иначе кроме как прототип для раскрашивания клеточек. Причем все это мне далось довольно легко и ничего кроме удовольствия не доставило, тем более, что попутно Давенпорт как выпыскник Иейля, вывалил на нас массу всяких интересных сведений из истории и философии искусства. А выпускники Йеля славятся своим умением говорить об искусстве.


Но дальше начались ягодки - упражнения с Color Aid Это набор 314 цветных бумажек, специально калиброванных для идентификации цвета в соответствии с компьютерной системой RGB и CMYK. Типичным упражнением было расположение трех карточек таким образом, что средняя карточка казалась смесью двух карточек по краям, будто одна из карточек прозрачна и другя просвечивает сквозь нее. Крогда это удавалось, то по номеру карточки можно было проверить результат и RGB параметры цвета оказывались средним арифметическим параметров карточки по краям. Дальше начальсь упражнения с квадратиком одно цвета лежашим на карточке другого цвета, так что разные цвета казались одинаковыми, будучи разными, в зависимости от того на какой карточке они лежали. Когда каждый развил свои способности по максимуму, а я оказался пожалуй самым способным, мы повторили все упражнения, которые делали с цветными карандашами, но вместо клеточек используя квадратики, варезанные из карточек набора Color-Aid. Надо сказать, что эти упражнения требовали совершенно чудовищного наприяжения, так что пару раз я через час после конца занятий, проведенный в метро, оказывался практически неспособен читать лекции на работе из-за сильнейшей головной боли.

Но дальше начались уже даже не ягодки, а настоящие фрукты. Нам поставили залачу определить взаимодействие color and shape (цвета и контура?). Например надо было расположить на листе белой бумаги красный треугольник и зеленый квадрат так чтобы было красиво. Потом вместо просто красиво надо было добиться такого оттенка и размера квадрата, чтобы он казался ближе треугольника. Плюс красиво казался - ну это ядумаю был уже личный преподавательский садизм Давенпорта. А потом поменять размер и оттенок треугольника, чтобы казалось наоборот. Упражнеия были бесчиленными: например на соответствие размера квадрата и цвета так, что маленький кружок яркого цвета уравновешивался большим кадратом грязного цвета, Потом с помошью этих бумажек мы узучали эффект рефлекса в живописи, эмоциональное воздействие цвета, его "температуру" и т.д. и т.п.

Все эти упражнения после их окончания сопровождались демонстрацией репродукций картин знаменитых художников разных эпох и культур, призванных продемонстрировать тот или иной эффект. После чего нас зачастую заставляли сделать эти упражнения снова. В результате у нас у всех развилась особая чувствительность и я помню как мы пошли на ретроспективную выставку Эльсуорта Келли и очень забавно было наблюдать сосредоточенные лица моих одногруппников и ошарашенные лица людей,не имевших такой тренировки. Причем действует subliminal color на всех, а не только на профессионалов. Я видел например, как женшина-профан отвлеклась и посмотрела на казалось бы одноцветный холст Келли боковым зрением, а не в упор, когда она ничего не видела. Так она от неожиданности отпрыгнула метра на 2 - ей показалось что угол холста изогнулся и целит ей в глаз

Кроме того на этой выставке я понял, что способность сознательно реагировать на цвет является социальным маркером - богатые американцы, которых все таки видно в любой толпе, как бы они не были одеты, реагировали на Келли так, как будто они тоже прошли через руки Давенпорта. Впоследствии я выяснил, что они таки все берут соответствуюшие курсы в рамках изучения истории искусств, которые запредельно дороги вне рамок специализации.
Все не могу больше - устал это все вспоминать.

P.S. Остается только сожалеть, что судя по всему в России нет ни одного эксперта по западному искусству, который прошел через такое обучение и понимает Западное искусство изнутри. Во всяком случае вся художественная критика, котрую я сумел разыскать в Интернете, ограничивается переводом на русский язык бреда, который вполне сознательно специально для профанов распространяют манипуляторы Западным художественным рынком. Кстаи, насколько я понимаю ситуация в естественных и общественных науках ничем не отличаетя от ситуации в искусстве, и Мау с Кузьминовым являются аналогом Гельмана.

искусство, pratt

Previous post Next post
Up