К вопросу о художественной правде.

Feb 23, 2023 14:59

Вчера между прочим исполнилось 77 лет длинной телеграмме Кеннана, с которой началась Холодная Война, а вовсе не с Фултонской речи Черчиля.
И если сейчас ситуация свалится в ядерную пропасть, то благодарить за это надо будет не Турчинова и не Зеленского, а Кеннана и Горбачева. А вспомнил я об этом в связи с тем, что за 10 лет до этого Михаил Афанасьевич Булгаков, встретив 30-летнего Кеннана, который тогда был переводчиком первого посла США в СССР Уильяма Буллита, сразу понял, что перед ним один из самыъ страшных убийц человеческой истории и изобразил его в наихристианнейшем романе 20-го века "Мастер и Маргарита" в виде Азазелло - "демона безводной пустыни, демона-убийцы". Вот два его описания в разных частях книги (выделено италиком):

Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий.
- часть I , гл. 7

Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца
- часть II, гл. 32

А теперь угадайте, какое из них является художественной правдой о Джордже Фросте Кеннане. А теперь учтите, что дедушка этого человека стал прототипом одного из героеа романа Достоевского "Бесы"

Previous post Next post
Up