"Желтый ящик" Императора Российского Павла I.

May 03, 2010 05:00



Павел I в короне, далматике
и знаках великого магистра
Мальтийского ордена.
Художник В. Л. Боровиковский

Во всем виноваты поляки и велосипедисты.
Одной из главных, переходяших из века в век, проблем России всегда было блокирование "светской чернью" информации поступающей снизу первому лицу/лицам. Генералисимус И.В. Сталин решил эту проблему, создав две конкурируюшие системы сбора информации - Партию и НКВД. К сожалению, эта конкуренция в какой-то момент прияла репресивный характер, что не вызывает желания повторить эксперимент. Другим опытом преодоления информационного блокирования явился уникальный опыт "желтого ящика" Павла I. Весьма любопытное свидетельство об этом опыте оставил полковник Саблуков Н.А. в виде записок на английском языке, предназначенных только! для семейного чтения. Если учесть, что Николай Александрович Саблуков женился в 1803 году на Джулиане Ангерстейн, дочери "отца агенства Ллойд" Джона Ангерстейна, это семейное чтение вполне воэможно, включало Короля Британии Георга III и премьер министра Уильама Питта младшего, заведомо неравнодушных к планам Павла Первого послать экспедиционный корпус в Индию и предположительно имевших непосредственное отношение к "апокалептическому удару табакеркой в висок". Согласно этим запискам «спустя несколько дней после вступления Павла на престол во дворце было устроено обширное окно, в которое всякий имел право опустить свое прошение (в окне был установлен ящик). Оно помещалось в одном из коридоров, и Павел хранил у себя ключ от комнаты, в которой находилось это окно. Каждое утро в седьмом часу император отправлялся туда, собирал прошения, собственноручно их помечал и затем прочитывал их или заставлял одного из своих статс-секретарей прочитывать их себе вслух. Резолюции или ответы на эти прошения всегда были написаны им лично или скреплены его подписью и затем публиковались в газетах для объявления просителю. Все это делалось быстро и без замедления. Бывали случаи, что просителю предлагалось обратиться в какое-нибудь судебное место или иное ведомство и затем известить его величество о результатах этого обращения». «Первейший любимец, первый сановник, знаменитый вельможа, царедворец и последний ничтожный раб, житель отдаленной страны от столицы равно страшились ящика», - говорил А. И. Тургенев. Естественно светская чернь ответила на желтый ящик стандартным троллингом и Павел I стал находить в нем рядом с воплями о поруганной справедливости карикатуры на самого себя и оскорбления, в которых его называли безумным тираном, жалким идиотом, презренным чухонцем, намекая на то, что он вовсе не сын Петра III, что он незаконнорожденный, что он даже не сын Екатерины, а какой-то неведомый, подмененный нем-то в час рождения? Это конечно не способствовалу принятию Императором здравых, сбалансированных решений и выдвинуло на первый план создание системы модераторов желтого ящика.
Создание видео-блога Дмитрия Медведева несомненно является второй попыткой создания системы желтого ящика. При этом с сожалением приходиться констатировать, что опыт первой попытки не был учтен и система модераторов, без которой желтый ящик превращается в бессмыслицу, создавалась по остаточному принципу. Это и привело к тому, что при первом же серьезном испытании в эту пятницу эта система, судя по всему, сломалась . 29 Апреля 2010 г. в 21:12 Дмитрий Анатольевич запостил "Архивы о Катыни: из истории нужно извлекать уроки". Я оказался там примерно через сутки и безумно торопясь умудрился кликнуть "Добавить комментарий" в 2010-04-30 18:13 (UTC). В этом посте было 65 комментариев, в том числе 7 кремлинов, когда в 2010-04-30 19:00 (UTC) Дмитрий Анатольевич запостил "Я бы хотел, чтобы по улицам российских городов ездило как можно больше велосипедистов". С тех пор в "велосипедистах" появилось 265 комментариев и в "архивах Катыни" 22 комментария, в том числе 17 кремлинов.
Означает ли это, что жж-шники, в отличии от кремлинов, интересуютя велосипедным спортом значительно больше, чем архивами Катыни? I don't think so! Скорее всего, интерес жж-шников к Катынским архивам зашкалил и система модераторов вошла в режим стопора, что собственно и вызвало появление "велосипедистов" как спасательной операции.
Надо сказать, что ссылка на Ремарка является проявлением весьма своеобразного чувства юмора, но сам факт его наличия в критической ситуации не может не радовать. К моему глубокому изумлению, мой комментарий спустя 4 дня все таки появился в блоге у Президента в самом конце второй страницы, и можно только догадываться на каком уровне принималось это "поистине судьбоносное решение". :)! Означает ли это, что система модераторов подверглась капитальному ремонту, с учетом того, что она играет принципиальное значение, сравнимое с системой принципата, покажет время. Хочется обратить внимание заинтересованыых лиц, что в отличие от эпохи Павла Первого, сегодня существует техническая возможность сохранить анонимность модераторов, несмотря на их сверхважную роль в системе сбора информации.

Желтый ящик, Медведев, english

Previous post Next post
Up