Прошедший год заканчивается весьма символично:
Именно на Православное Рождество Конгресс утвердил окончательную победу Дональда Трампа над Хиллари Клинтон, несомненно олицетворяющей антихристианские тенденции в современном мире. С чем и поздравляю всех христиан, в том числе и тех, кто христианами является на индивидуальном уровне, а не в силу Принадлежности к Православной Церкви. Всех, всех всех!!!
Лично для меня наиболее важным событием прошедшего года были слова Хиллари Клинтон на теледебатах. когда она, возражая Дональду Трампу, обещающему сделать Америку снова великой, сказала: "We a great because we are good" (Мы великие потому, что мы добро)
Словно яркая вспышка осветила мой ум, мучающийся несоответствием зверских жестокостей Альбигойского крестового похода и личности чуть ли не единственного крестоносца, отказавшегося участвовать в Четвертом Крестовом походе как только выяснилось, что этот поход носит антиправославный характер. Услышав слова Хиллари Клинтон я сразу понял наконец почему трактовки Рождества в России и на Западе столь различны, и почему именно в теме Рождества как в точке фокуса сходятся все лучи, испускаемые разными менталитетами на Востоке и на Западе. Мгновенно сложились кусочки мозаики и
появление в 1456 году адских дыр на "Рождестве" Роберта Кампина, перекочевавшее в 1475 году на "Рождество" Сандро Ботичелли, объяснило связь шпалер "Единорог", ставших чуть ли не главной частью приданного Анны Бретонской - последней православной герцогини Западной Европы, - с Англо-Ганзейская войной и присоединением Новгородской республики к Московскому княжеству, а также с венчанием в конце 1472 году Софьи Палеолог и Великого Князя Московского Ивана III, причем венчанию предшествовало перекрещивание невесты. И действительно решение Папы Римского Павла II женить подопечную ему наследницу Византийских Императоров на будущем носителе титула "Государь всея Руси" как то напоминает решение Хиллари Клинтон использовать Дональда Трампа в качестве Росса Перро 2.0
Дело в том, что католицизм в силу определенных причин очень озабочен интерпретацией девства Девы Марии, что особенно сильно проявилось в иконографии так называемого "мистического рождества". От обычного рождества в западной иконографии эту тему обычно отличает наличие двух повитух, одна из которых по имени Саломея сказала. что она поверит в девство роженицы только после того, как прикоснется к нему. И у нее тут же отсохла рука, которая восстановилась только после того. как она прикоснулась к младенцу Христу.
Об этом в википедии прекрасная статья, которую он
передрали из академического словаря.Через
"Мистическое Роджество" Ботичелли эта тема раскрывает связь Фламандского Возрождения в кризисом Итальянского Возрождения получившего название "маньеризм", который можно считать первым художественным течением Нового Времени или если хотите модернизма. Возрождение все таки пограничное течение, которое одной ногой осталось в средних веках.
Кроме того, эта тема раскрывает историю развития Русской Православной традиции, так как в иконографии 16 века эта тема почти исчезает в связи с апокрифичностью упоминания о повитухах, а у Андрея Рублева они есть. Кроме того эта тема очень важна для понимания Византийского искусства. в котором эта тема раскрыта в рамках декоративно-прикладного, а не литургического искусства.
Но самое интересное это то, что через Мастера Хохенфурзского эта тема связана с темой Иосифа Обручника и c эпохой рыцарских орденов, о которой я писал в
статье о самом загадочном произведении Роберта Кампена - Благовещенье. А если предположить, что Роберт Кампен и Родриг ван дер Вейден это один и тот же человек, то сравнение этой картины Роберта Кампена с каноническим Рождеством Родрига ван дер Вейдена проясняет то, что произошло с людьми в те критические 20 лет. когда практически одновременно закончилась Столетняя Война (вслед за Северными Крестовыми походами), распалась Золотая Орда, образовался Орден Золотого Руна, и перестала существовать Византия.