Длиннофокусный светосильный объектив для дальномерных и зеркальных фотокамер. Снабжён ирисовой диафрагмой. По характеру применения относится к портретным объективам. Первоначально имел наименование «ЗК-85» - Зоннар Красногорский, 85 мм, и существовал в вариантах для дальномерных фотокамер типа «Киев» и «Зоркий». Конструкторская и технологическая документация на объективы «Sonnar» германской фирмы Carl Zeiss, а также оборудование для производства были поставлены в Красногорск в счёт репараций после окончания Второй мировой войны. Позже оправы были переделаны и для использования с зеркальными камерами (присоединения M39×1/45,2 и M42×1/45,5). Выпускался также в Лыткарино (ЛЗОС) - для дальномерных и зеркальных фотокамер, в том числе и вариант с адаптерным кольцом («Юпитер-9А»); в Киеве («Завод Арсенал» - байонетный вариант для дальномерных камер «Киев») и в городе Нежине, Украина (завод «Прогресс», ПО «Завод Арсенал» - серийный выпуск варианта «Юпитер-9-автомат»).
[Характеристики Юпитер-9] Фокусное расстояние: 85 мм (84,46 мм) Относительное отверстие: 1:2 Угол поля зрения: 28° Размер кадра: 24×36 мм Переднее вершинное фокусное расстояние: −73,42 мм Заднее вершинное фокусное расстояние: 40,71 мм Расстояние от первой до последней поверхности: 54,35 мм Количество линз/групп: 7/3 Рабочие отрезки: 28,8 мм; 34,85 мм; 44 мм; 45,2 мм; 45,5 мм Количество лепестков диафрагмы:15 Пределы шкалы диафрагм: 1:2-1:22 Ближний предел фокусировки: дальномерный вариант - 1,15 м вариант для зеркальных камер - 0,8 м Юпитер-9-автомат - 1,2 м Соединения: объектива с камерой - M24×1 (Нарцисс), M39×1, M42×1, байонет Киев/Contax, байонет Киев-автомат для ввинчивающихся насадок - СпM49×0,5, M49×0,75 для надевающихся насадок - ∅51 мм Расположение крепления для светофильтров: переднее Разрешающая способность по ТУ (центр/край): первоначальная - 30/18 линий/мм Юпитер-9-автомат - 32/23 линий/мм Коэффициент светопропускания: 0,75 Формула цветности: нет данных Тип просветления: химическое, однослойное; многослойное Габаритные размеры: длина объектива, установленного на бесконечность, с крышками: дальномерный резьбовой вариант - 80 мм вариант для зеркальных камер - 65 мм Юпитер-9-автомат - 62 мм наибольший диаметр оправы: дальномерный вариант - 60 мм вариант для зеркальных камер - 68 мм Юпитер-9-автомат - 56 мм Вес: дальномерный вариант - 335 г вариант для зеркальных камер - 400 г Юпитер-9-автомат - 400 г Год разработки: нет данных Расчёт: оригинал - Людвиг Бертеле (Ludwig Bertele) перерасчёт - М.Д. Мальцев (КМЗ) Конструкция: нет данных Производство: серийное Годы производства (КМЗ): ЗК-85 - с 1948 года Юпитер-9 (дальномерные варианты) - 1951-1963 гг. Юпитер-9 (варианты для зеркальных камер) - нет данных
Тестируемый объектив лыткаринский 1968 года выпуска. Все фотографии сделанны на Nikon D7000, объектив под резьбу М-42 встал на камеру через одуванчик Лушникова с линзой. Все фотографии обработаны из файлов RAW в стандартных настройках DxO OpticsPro 10. Резкость на открытой, в сравнении с Таир-11А, у которого разрешающая способность выше.
15 лепестков диафрагмы дают красивое боке при всех значениях диафрагмы
Юпитер-9 отличается малым контрастом
У объектива имеется просветление, но против контрового света оно не работает, диафрагма F:2
Для сравнения снимок, сделанный на Nikon 16-85 VR, F:5.6, разница весьма существенная
На открытой диафрагме заметно сильное падение контраста и сильный софт-эффект и особенно это выражается при ярком свете. Снимок сделан в облачную погоду, прямых солнечных лучей нет.
И еще фотография на открытой
При недостатке освещения это не так сильно выражено, снимок так же сделан на отрытой диафрагме.
Зато портреты на Юпитер-9 получаются мягкие, а если еще и поработать в графическом редакторе, можно получить очень красивые снимки.
Боке красивое, глаз не режет.
И еще я проверил Юпитер-9 с "одуванчиком" Лушникова с линзой и без 1. С "одуванчиком"
2. Без "одуванчика"
Да без переходника меньше софт-эффект, сильнее контраст, но хроматический аберрации, как были, так и остались.
Выводы: Плюсы: - скругленная диафрагма с количеством лепестков - 15; - красивое боке; - "мягкая" картинка за счет невысокого разрешения отлично подходит для портретов.
Минусы: - малая детализация; - малый контраст; - плохое качество изображения в контровом свете; - сильный софт на открытой диафрагме - хроматические аберрации. Ссылка на полноразмеры фотографий