«Ах, шарабан мой!»

Mar 04, 2013 17:37

Оригинал взят у dunya_lebed в «Ах, шарабан мой!»

В Центре Самары  собираются  ставить памятник  белочехам.   Наверняка найдутся те, кто категорически возражает против установки такого памятника.  А напрасно.   Памятник обязательно  должен стоять. Но только  надпись на нём должна быть честной, договорились?




В музее  Фрунзе я была одна, и   тётушки- смотрительницы даже как-то встревожились. Может быть, не привыкли, что кто-то, просто так, из чистого любопытства, может зайти   к ним в музей.

Меня  интересовали  чешские легионеры.   В рекламе  обещали, что  в рамках постоянной экспозиции «Гражданская  война в Поволжье»  покажут  всё, что было закрыто в спецхранах.  В СССР белочехи   были  как раз  закрытой  темой,  нам старательно внушали «дружбу - фройншафт», и  чехи получались  мягкие и безобидные,  прямо  гржимеки с кнедликами.  Но про белочехов информации почти не было: пара-тройка   невнятных картинок.  Может быть, это и спецхран, но он давно опубликован в интернете.

Такой, скучный до зевоты, музей о Гражданской войне - это форменное безобразие.  Музеи не для прошлого, они работают на будущее, отбирая и фиксируя в народной памяти  самое важное, то, что забывать опасно, ибо может повториться вновь.  Но дети сюда по доброй воле ходить не будут. Это поколение интернета,  там, в сети, всё великолепие музеев мира. Вы всерьёз  хотите  привлечь их  десятыми копиями  фоточек, наклеенных  на планшетах?   Начинаем срочно исправлять положение!

Кабацкая боевая

Если бы директором музея   Михаила Фрунзе  была я,  то непременно  поставила бы в  центре  экспозиции  граммофон,  из которого разносилось  бы  по всем закоулкам  залихвастски - надрывное:

«Порвались струны моей гитары,
Когда бежала из-под Самары.
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка»

И очнулись бы, откликнувшись на  белогвардейский  шансон,  задышали, ожили  вдруг экспонаты.  Потому что вся Гражданская война  проходила под наш «Самарский Шарабан».

Под пение «Шарабана»  ходила  в атаку  армия КОМУЧа (эсеровского Комитета Учредительного собрания). Это совсем не смешно, когда на смерть идут, горланя:

Я гимназистка седьмого класса,
Пью самогонку заместо квасу,
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

За этим  вся  опустошённость, горечь и  пьяная бессмысленность nbsp; в душах  бывших царских офицеров.  Эта кабацкая песенка  покатится из Самары по всем фронтам  Гражданской войны.

Солдаты удачи

А в  переднем углу мы поставим французский флаг, а под ним - восковую фигуру  «Гржимека».  Чех -   наёмник  будет одет с иголочки, сыт, отлично вооружён и очень доволен.






Вряд ли стоит  загромождать  экспозицию портретом  царя  Николая  2-го,  но заварил всю эту кашу на самом деле он, ибо забыл поговорку «Не рой другому яму». Кто такие чехи в  Австро-Венгерской империи?  Это как чеченцы в России.  Кстати,  чеченцев совсем не зря наши военные зовут сейчас «чехами».  У  кайзера  хватает ума  призывать чехов на фронт.  А у русского императора  тоже хватает ума  затеять с ними грязную игру в сепаратизм.  Затеяв развал с помощью чехов  чужой империи, знал бы наш дорогой Император, какую беду он готовит  своей стране. Чехи пачками  сдавались русским, у нас относились к ним  с прохладцей, как  к предателям,  но  вооружали  и отправляли воевать с немцами.     А вот  зачем у нас французский флаг?  А затем, что  наши «гржимеки»  в 1917-м году  уже  входили в состав Французской армии,  им  платили жалование в франках и к ним были приставлены французские офицеры.  Это был Иностранный  легион Франции.  Именно поэтому их  называют «легион»  и «легионеры».

Кстати, наверняка ;   подросткам будет интересно услышать, что  в средние века  наёмники-чехи считались  ещё более свирепыми, нежели общепризнанные звери - швейцарцы.  Чехи вырезали  города подчистую.  Горцы,  оттуда и нравы. Вот это очень важно:  в Самару пришёл  иностранный завоеватель.

Демократия приходит по-американски

Нам нужно найти место для каземата.  Я бы  убрала  «кабинет Фрунзе».  Это очень похоже на мебельные салоны, они сейчас тоже любят  устраивать «жилые комнаты», и пацанов  этим  не удивишь.  А  вот стеной в крови и пулях   удивить можно.   В Доме купчихи Курлиной, где была чешская контрразведка,  сейчас  делают музей модерна,  расстрельная  стена в  подвале там явно не в тему, вполне могут замазать.  Тем более, сейчас новые веяния:  музейные работники устроили представление, где  красноармейцы  у этой стены резались в карты, а потом хватали зрителей и  «расстреливали» их. Это  называется  не ложь и издевательство, а «перфоманс».



(перфоманс  в реальном подвале белочешской  контраразведки.  Винтовки - у красноармейцев)

Демократия в Самаре  устанавливалась  тогда как-то очень по-американски.  Городская тюрьма рассчитана на 800 человек,  с приходом демократии в ней сразу  оказалось 2000 арестантов. Детей с родителями милосердно не разлучали, так и сидели вместе - Ксения Санчук 9 лет с отцом,  Борис Трегубов 13 лет с отцом… Комендантом в Самаре был  чех Ребенда. Он же возглавлял контрразведку.

С гражданским населением легионеры вели себя строго.  Когда  юная  самарчанка, которую  изнасиловал  доблестный легионер, пырнула его ножом в живот,  чехи в назидание повесили не только её,  но и всю её семью, включая  двух маленьких сестрёнок. За четыре месяца в Самаре расстреляли 1000 человек.  Меньше десяти  расстрелов в день,   просто торжество гуманизма!  Кстати, чехи при взятии Самары  потеряли 53 человека.  Здесь можно было бы поменять пластинку и поставить популярную   песню  тех времён :

« На нас напали злые чехи,

Село родное подожгли.

Отца убили в первой схватке,

А мать живьем в костре сожгли».

Но я бы оставила «Шарабан». Это лейтмотив  Гражданской,  и он нам ещё пригодится.

Закон  наёмника

Где взять  макет бронепоезда?  И покрупнее, чтобы самарским мальчишкам можно было и в разрезе посмотреть, на каких  отличных  бронированных  поездах  шныряли по России интервенты.




А  из поезда должен звучать новый «Шарабан»:

Солдат - российский,
Мундир - английский,
Сапог - японский
Правитель - омский.

Эх, да шарабан мой,
Американка!
Не будет денег,
Продам наган.

Это  уже  « Шарабан самарский - колчаковский» .  Вместе  с чехами  и  КОМУЧем шансон  доехал до Сибири.   Наёмники - отличные вояки, когда против них  стоят мужики в лаптях и  с палками. Так примерно было при взятии Самары, когда Красной Армии ещё не было в помине, а  против до зубов вооружённых  иностранных захватчиков  вышли рабочие, которые  не знали, с какой стороны снаряд  в пушку вставлять.  Кое-кто  до сих пор  заявляет, что Валериан Куйбышев тогда «позорно бежал». Видимо, он должен был  непременно остаться и   гордо принять  пулю  в первой подворотне. Через 4 месяца  на Самару наступала настоящая Красная Армия,  куда пошёл служить каждый второй  русский офицер.

У чехов есть  любимая поговорка - « главное вовремя перелицевать пальто».  Она  отлично согласуется с  законом профессионального наёмника:  Как только пахнет жареным,  наёмник  делает ноги. Поэтому чехи сдали Самару без единого выстрела.  Они  двое суток грузили на бронепоезда всё, нажитое непосильным трудом,  и смылись. Даже не помахав на прощание. Французское командование  нашло для них новую работу: охранять Транссиб.

Золотой запас Империи

Американцы, японцы, французы и англичане уже вовсю  осваивали Сибирь, им нужно было сохранить  от партизан  железную дорогу.  Легионеры ещё раз встретятся с  членами Самарского  КОМУЧа.  Когда измученные   комучевцы добрались до Сибири,  Колчак  устроил дикую резню.  Эсеров просто резали, как свиней.  Самарские эсеры бежали к  чешским вагонам, умоляли их спасти.

- Мы  не вмешиваемся ваши дела, - сказали гржимеки.  И деловито   выпиннули  членов КОМУЧа  под ножи и сабли колчаковцев. 



Поговорки чехов - это кладезь их народной мудрости. Например,  ещё одна любимая поговорка гржимеков - «кто не ворует, тот обкрадывает свою семью».  И  чехи очень старались. 600 вагонов  стояли, забитые кожами, медью, книгами, мебелью, станками и мехами.  Остальное, видимо, самое ценное,  они держали при себе. Места было  не очень много, всего один  вагон на двух  чехов, но они  уминали ногами и как-то умещались.

Потом они предали Колчака. Они купили  «проездной» за его голову.  За  право  без досмотра  проехать  до границы, в Иркутске  чехи сдали  большевикам  адмирала Колчака и то, что осталось от  золотого запаса Российской Империи.  У Колчака оставалось  29 вагонов золота.  После того, как легионеры   сменили охрану и сами повели золотой состав, до большевиков доехали только 16 вагонов.     В Чехии  легионеры  основали банк «Легион»,  с огромным капиталом и очень вместительными персональными сейфами.

Финал экспозиции

Он должен быть, как самый могучий аккорд. Здесь наши  мальчишки должны остановиться и глубоко задуматься. Мы будем говорить с ними о народной памяти.

Вы слышали, как поёт «Шарабан» Алексей Горбунов? Хрипло, протяжно… И  слёзы текут по щекам,  и жалко их до смерти, русских людей.
И историки, и военные аналитики говорят в один голос:   не  будь на нашей земле  легиона чешских наёмников, не  было бы у нас такой кровавой, такой страшной Гражданской войны.  12 миллионов погибших. В гражданской войне побеждает тот, кого поддерживает народ.  Но, Боже мой, сколько напрасно пролитой крови, русской крови…

Поэтому памятник должен стоять. Это нужно не  мёртвым. Это нужно нам, нужно  будущим поколениям. Чтобы помнили:  нельзя самим  открывать двери  перед чужаками.  Знаете, что пишут чехи  на памятниках  легионерам?  Они ставят их по всей России. Находят группу  влияния, как у нас в Самаре, и продавливают  разрешение.  Там по- чешски написано: «Обнажите голову перед могилой героев».  Но, мы же договорились: надпись должна быть  честной? В противном случае это мошенничество, это попытка  подменить  память народа.  И надпись должна быть не на чешском, а на русском:

«Они предали своего Императора.
Они предали   членов самарского  КОМУЧ. 
Они предали адмирала Колчака. 
Они мародёрствовали в домах мирного  населения.
Они ограбили Россию. 
Только в Самаре  они расстреляли 1000  мужчин, женщин и детей.
Спасибо.   Мы не забудем»

При подготовке материала использованы   работы nbsp; доктора исторических наук П.С. Кабытова, мемуары генерал- лейтенанта армии Колчака К.В. Сахарова,  полковника Народной Армии Каппеля В.О. Вырыпаева, С.П.Петрова, сына генерала Белой армии П.П.Петрова
(подробности в "Социальной Газете")

Previous post Next post
Up