Сюжет для небольшого рассказа. История третья. Киршнер

Sep 30, 2014 08:47

Старая открытка, отправленная в 1910 году из Келломяки (ныне Комарово) на ст. Тярлево Царскосельской железной дороги, принесла очередную историю. Что удивительно, эта история оказалась связана со мной лично.

Открытка очень простая. Девушка Лена работает воспитательницей детей семьи Киршнер на даче в Келломяки и пишет подруге или коллеге. Ключевой момент - семья Киршнер.





Собственно история под катом.



Семья Киршнер, детей которых воспитывала на даче автор письма Лена, - на начало ХХ-го века единственная в С.-Петербурге, состояла из трех братьев, Григория, Льва и Михаила Осиповичей. Ежегодно арендовал дачу Кундзинг в Келломяки Лев Осипович, возможно и для семей братьев также.
Лев Осипович, главный владелец "Товарищества арматурно-электрического завода", в дальнейшем, с 1913 г., еще и директор правления Бельгийского АО "Лахта" - одного из соучередителей грандиозного неосуществленного проекта нового района С.-Петербурга от Лахты до оз. Долгое.
Семья Льва Осиповича с 1913 г. проживала в большой квартире, ранее принадлежавшей знаменитой Анастасии Вяльцевой, на Мойке 84. Квартира была из двух этажей, соединенных внутренней лестницей, с залом 60 кв.м. и множества комнат.
Лев Осипович Киршнер - немец лютеранского вероисповедания, его жена Виолетта-Джульетта (урожд. Юганс) - полу-англичанка, полу-итальянка.
Дети - Андрей (Генрих), Альберт, Раймонда и Мадлен.

В 1917 г. в момент закрытия границы, вся семья с детьми и внуками осталась на даче в Келломяках. Далее Киршнеры уехали в Германию, затем во Францию, в Париж.
И только сын Андрей, служивший в 1917 г. в армии и бывший на фронте, оказался в СССР. Он со своей семьей остался жить в квартире на Мойке (естественно, ее «уплотнили» новыми жильцами и, например, в большом зале сделали три комнаты). Семья не бедствовала, жили «с излишествами», имелась даже прислуга в отдельной комнате.
Андрей Львович Киршнер счастливо избежал репрессий, служил инженером-гидрологом, доцентом, преподавателем Академии водного транспорта.

И вот, когда история открытки достигла Андрея Киршнера, я вспомнил, почему мне эта фамилия так знакома.

У нас в 9-10 классах 30-й школы был совершенно потрясающий учитель истории. Один из тех немногих людей, кто реально повлиял на мое образование и мировоззрение. Звали его - Лев Андреевич Киршнер. Помимо обязательных уроков, он еще нам просто рассказывал из своей жизни. И я прекрасно помню его рассказ, слушали открыв рты (не забудьте, это было махровое советское время, 1974-1976 годы), как он ездил в гости в Италию к тетушке. И та его учила хорошим манерам. Например, на каком-то званом вечере, Лев Андреевич допил свой кофе и больше не хотел, но официант назойливо все подливал и подливал. Пока тётушка не сказала Льву Андреевичу на ухо: "Идиот! Вынь ложку из чашки! Он от тебя не отстанет!".

Не вдаваясь в подробности, Лев Андреевич - сын Андрея Львовича Киршнера, все факты совпадают до мелочей.

15 апреля 2006 года отмечали 30 лет выпуска 1976 года 30-й школы. И Лев Андреевич на этой встрече был.
Наш учитель истории Лев Андреевич Киршнер.





Посмотрел на сайте школы, увы, Льва Андреевича уже нет в живых... Вот про него хорошая страничка - http://www.30ka.ru/musem/l-kirshner/ , и там, в самом конце, есть ссылки на его собственные воспоминания, в 3- частях.

Полное описание открытки - http://terijoki.spb.ru/old_dachi/od_letters.php?item=kellomaki#k086

Келломяки, Комарово, старые дачи

Previous post Next post
Up