В связи с приближающейся очередной годовщиной окончания Зимней войны публикуем материалы конкурса на проекты памятников на местах боев с белофиннами, проведенного в 1940 году -
http://terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=104 Материалы публикуются полностью, вместе с предисловием редакции журнала "Архитектура Ленинграда", в 4-м номере которого за 1940 г. они и были представлены публике.
Несколько комментариев. В художественной части - исключительно субъективных.
Обратите внимание на перечень населенных пунктов, где планировалась установка памятников: Бобошино, Вахваниеми, Вилалахти, Виланиеми и отдельно мыза Виланиеми, Геглям, Кархула, Кивиниеми, Кирко-Муола, Кирка-Ууси-Кирка, Койвисто, Кюриеля, Кямяря, Лавола, Леметти, Липола, Лиханиеми, Максалахти, Мелола, Муолаярви, Мурило, Нейбера, Нисалахти и западнее Нисалахти на 1,5 км, Пейкисаари, Перкиярви, Питкяранта, Райвола, Репола, Сомме, Сяйние, Тали, Таммисуо, Тепкарсаари, Териоки, остров Тронгзунд, остров Тупурансаари, Хайрю, Хотокка, Хумола, Яюряпя и безымянная 19-я точка. Всего 42 позиции. Наверное, это косвенно свидетельствует о масштабах потерь Красной Армии в ходе Зимней войны, хотя сейчас дополнительных доказательств этому и не требуется.
В конкурсе приняли участие очень известные авторы. Из тех, кто на слуху: скульптор Н. В. Томский, профессор А. А. Оль, архитекторы В. Е. и Л.Е. Асс, архитекор С. Евдокимов, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Явейн. Для жителей Зеленогорска отдельно выделю соавтора одного из проектов скульптора Е. Н. Персидскую, автора одного из символов Зеленогорска - фонтана "Девочка Удэ" или просто "Девочка с рыбкой".
Одного из самых известных авторов, принявших участие в конкурсе, я не перечислил выше намеренно. Рассматривая представленные проекты, не надо забывать о том, когда проходил конкурс. Атмосферу того времени, напомню, это 1940 год, хорошо передает следующий небольшой штрих. Каждый проект подписан именами авторов с указанием в скобках, не для всех проектов, предполагаемого места расположения памятника. По каждому автору указана фамилия, как правило с инициалами, и, либо звание - профессор (как у А. А. Оля), либо специализация - скульптор, архитектор, живописец. И только один автор лишен не только инициалов, но и специальности - Татлин. Просто Татлин и все. Вряд ли это было сделано случайно. Проект архитектора Т. М. Шапиро и Татлина (Максалахти) навеян, видимо, образом противотанкового надолба:
Танковая тема вообще представлена в проектах очень широко и не всегда, на мой взгляд, удачно. Возможно, это было одним из творческих заданий конкурса, а, может быть, авторы были поражены действиями танковых подразделений. Териокам (ныне Зеленогорску) повезло, что у нас не был реализован проект архитектора В. Д. Голли, где аллюзия на танк "вмонтирована" в верхнюю часть монумента:
Есть и более масштабные проекты на "танковую" тему, например проект архитектора И. Шершевского (Кямяря)
Особо в "танковой" серии выделяется проект архитектора И. Г. Явейна (Кивиниеми), где танк взроможден на постамент, позаимствованный у Медного всадника с Сенатской площади С.-Петербурга, а за танком следует пехота, возглавляемая, если я правильно понимаю, амазонкой
Если говорить о моих личных пристрастиях, то мне больше нравятся простые обелиски с незагроможденным пространством вокруг, например, проект архитектора А. Л. Шретера (Кюриеля)
или совершенно не помпезный обелиск архитекторов В. Крамского и М. Резникова (Репола),
чем проникнутые чрезмерным пафосом скульптурные композиции, например, проект скульптора А. И. Денисова и арх. Б. Кулакова (Нисалахти)
Или вот, скажите мне честно, кого вам напоминает фигура из проекта скульптора Н. И. Хлестова (Репола)
Я здесь вижу неандертальца, несущего добычу. Замысел автора, конечно, понятен, но вот поза выбрана, на мой взгляд, просто карикатурная. К этой же карикатурной серии я бы отнес и проект скульптора Е. Я. Янсон-Манизер, напоминающий мне "танец с саблями", совершенно не уместный, в моем представлении, для подобного памятника
К удачным скульптурным проектам я бы отнес проект скульптора М. Г. Манизера (западнее Нисалахти на 1,5 км)
Но удачных проектов совсем не много. И больше всего меня потряс проект скульптора В. Л. Симонова (Таммисуо). Такое впечатление, что я где-то видел это надгробие какого-то восточного поэта. Знатоки говорят, что подобное надгробие есть в некрополе XVIII-го века Александро-Невской Лавры в С.-Петербурге. Только нелепо торчащая вперед лыжа говорит нам о том, что это проект "памятника на местах боев с белофиннами"
Результаты конкурса на настоящий момент мне не известны. Если бы решение принимал я (понятно, что могут быть совершенно иные мнения), то из 125 работ более десятка я бы не отобрал. Да и судьба распорядилась так, что времени на их реализацию предоставлено не было.