Реб Хаим Зуша Вилимовский, известный также как «Зуша-Партизан» был одним из наиболее известных хабадских общественных деятелей, начиная с 5709 (1949) года, когда он поднял ешиву «Томхей Тмимим» в Лоде и до самой смерти в Суккот 5747 (1986).
Ребе называл реб Зушу «мой партизан», да он и вел себя подобным образом: он всегда оказывался в нужном месте и в нужное время, не раз прибегал к хитрости, и все это для того чтобы сделать Ребе приятно. Так он вел себя и будучи партизаном во время Второй мировой войны. И так же, когда стал «партизаном Ребе».
Молодость
Реб Зуша родился 4 нисана 5682 (1922) года Йосефа-Ицхака и Марьяши (Мирьям) Вилимовских. Его отец был раввином города Изюм (Харьковская обл.). Через два года семья переехала в Польшу в город Седльце, где отец был назначен председателем раввинского суда.
В молодости он учился в местных ешивах, но с началом войны ешивы были закрыты. Ему удалось пересечь границу с Литвой, которая тогда еще оставалась независимой, где он успел поучится в ешиве в Барановичах у известного раввина Эльхонона Вассермана. Он учился в паре с р. Довидом Гершовицем, который был одним из близких учеников р. Вассермана. В дальнейшем их пути расходились и снова встречались несколько раз, пока они не поселились вместе в Кфар-Хабаде.
С началом нацистской оккупации ешива переехала в Смиловичи, где ученики были расквартированы у местных еврейских жителей. Реб Зуша поселился в семье опытной портнихи. Однажды вечером, вернувшись с занятий реб Зуша застал хозяев упаковывающими чемоданы. Когда он спросил в чем дело, хозяйка дома ответила, что немецкий офицер, который был очень доволен ее работой, сказал ей по секрету, что с восходом солнца все евреи будут расстреляны, и что если они хотят спастись, должны немедленно бежать. Вместо того чтобы присоединится к ним реб Зуша тут же отправился сообщить всем евреям об этой страшной новости, не смотря на то, что улицы патрулировались немецкими солдатами. И только под утро убежал сам.
Партизан
С началом войны он перебрался в Белорусию, где был пойман нацистами и помещен в Лидское гетто, а спустя некоторое время в трудовой лагерь неподалеку. Здесь он вновь встретил р. Довида Гершовица и вместе они бежали из лагеря. Они присоединились к партизанскому отряду, находившемуся под командованием Тувьи Бельского.
Отряд Бельских был официальным партизанским отрядом и входил в состав партизанского отряда «Октябрь» Ленинской бригады. В отличие от других отрядов, состоящих только из бойцов, здесь было также много семей, которым удалось спастись. Основной задачей отряд ставил спасение евреев, а не месть нацистам. В этом активно помогал и реб Зуше.
Он вместе с другими партизанами снова и снова пробирался в гетто и помогал другим сбежать от туда. Пока однажды, во время одной из акций нацистов вся такая группа попалась и вместе с другими евреями гетто была отправлена в концлагерь Майданек. Лишь немногим удалось этого избежать.
Хабадник
Во время войны реб Зуша получил огнестрельные ранения обоих ног. Эти ранения еще много лет доставляли ему большую боль.
После длительных скитаний он оказался в лагере для перемещенных лиц в Кремоне на севере Италии. Там он познакомился с хасидом р. Шнеуром-Залманом Левиным (служил в Красной армии во время войны, известный певец нигунов). Они вместе организовали в лагере синагогу. Р. Левин был тем, кто познакомил реб Зуше с Хабадом. Как и всегда реб Зуша был расторопен и, спустя короткое время стал хабадником.
Приехав в Израиль реб Зуша поступил в ешиву «Ахей Тмимим» в Тель-Авиве и начал изучать философию хасидизма более углубленно и прилежно под руководством известного машпии реб Хаим-Шоуля Брука. В то же время он получил указание от ребе Раяца учить шхиту.
Еще в юности реб Зуша проявил себя как очень энергичного и талантливого человека. Этим заинтересовался предыдущий Ребе. В 5708 (1948) году, когда в 770 был р. Моше Гурарье из Тель-Авива к нему обратился зять Ребе Раяца (наш Ребе) и показал записку от Ребе Раяц, в которой было написану «Пожалуйста разузнать о З. В.». Р. Мойше Гурарье был очень удивлен и рассказал все, что ему было известно о реб Зуше. Получив информацию Ребе тут же поднялся в квартиру Ребе Раяца.
Создание ешивы в Лоде
В начале 5709 (1949) года на окраине Лода возле ж/д вокзала поселились 13 хабадских семей. Реб Зуша сразу понял, что необходимо открыть хабадскую ешиву для детей этих семей, да и для других ребят из семей прибывших недавно из СССР.
Как-то он обратил внимание на одно заброшенное здание, которое раньше было гостиницей. Здание находилось в непосредственной близости к домам хабадников и полностью подходило для нужд ешивы. Недолго думая реб Зуша принес навесной замок и запер вход в здание, постановив тем самым, что здесь ешиве и быть.
Спустя две недели к реб Зуше пришли из Сохнута и попросили объяснить, кто разрешил открыть ешиву в здании, где планировалось сделать центр для репатриантов. Реб Зуша в полном спокойствии ответил, что имеет все разрешения от военной комендатуры. Представители Сохнута попросили его показать разрешение, на что он ответил, что, к сожалению они не при нем, а находятся в другом месте неподалеку, но с радостью их проведет и все им покажет. Реб Зуше так уверенно и спокойно говорил, что гости поверили ему насолово и удалились.
Так было основана ешива «Томхей Тмимим» в Лоде, директором которой стал сам реб Зуша, а рош ешивой - р. Элиэзер Карасик.
Не смотря на то, что финансовое положение ешивы оставляло желать лучшего, реб Зуша считал своей обязанностью оказать влияние на многие хабадские семьи, чтобы они отправляли своих детей именно в ешиву в Лоде, как в место, где те смогут получить настоящее хасидское образование и воспитание.
Основание «Сети».
В годы, следующие за Войной освобождения, реб Зуша много работал с новыми репатриантами из разных стран и искал способы открыть учебное заведение для их детей. В связи с этим он написал Ребе очень подробное письмо. 5 тамуза 5711 (1951) года он получил ответ от Ребе, где говорилось о необходимости организовать целую сеть таких заведений и назвать ее в память о предыдущем Ребе - «Огалей Йосеф Ицхак - Любавич».
Ребе настаивал на том, что следует получить от государства разрешение на то чтобы сеть этих школ не относилась ни к какому из существующих направлений (זרם בלתי זרמי), т.е. чтобы они не считались не хилони, не мамлахти дати и не хареди. Сначала с этим возникли сложности, но и здесь все удалось разрешить при помощи хитрости реб Зуши.
5713 (1953-54) год стал первым учебным годом в школах этой сети. На сегодняшний день существует несколько десятков таких школ по всему Израилю.
Деятельность в Кфар-Хабаде
Ребе видел в существовании и развитии Кфар-Хабада особую важность. В 5721 (1962) году реб Зуша был у Ребе и рассказал ему подробно о своей занятости. Он спросил, чем еще он может быть полезен. Ребе указал ему вложить силы в развитие Кфар-Хабади и в частности стать секретарем «сельсовета». В течении последующих лет реб Зуша активно участвовал во всех вопросах поселения.
«Ревизор»
Кроме всего прочего реб Зуша получил от Ребе указание докладывать обо всем, что происходит в хабадских учреждениях в Израиле. Так начиная с 5711 (1951) года и в течении следующих 25 лет реб Зуша, кроме всего прочего, занимался еще и тем, что объезжал весь Израиль вдоль и поперек узнавал что и как и в мельчайших подробностях докладывал Ребе. Ребе в свою очередь был ему очень благодарен, в особенности за информацию о развитии Кфар-Хабада.
Такое положение вещей приняло еще большие обороты в 5737 (1977) году, когда на особом съезде хасидов хабад, организованном хабадским бейс-дином в Израиле, он был официально назначен «ревизором». Он стоял на выезде из Кфар-Хабада и ловил попутчика. Ему не важно было куда ехать, в Беэр Шеву или в Хайфу. Везде его ждала работа. Он останавливался в каждом месте на несколько часов или дней, в зависимости от обстаятельств, и снова отправлялся в путь.
Тому кому нужно было оказать поддержку он оказывал, инницировал когда было нужно. Он прогуливался по городу с таким видом, как буд-то просто приехал провести время. Но тот, кто знал о цели его визита все прекрасно понимал.
В свободное время он усаживался и начинал писать. Писал он много. А когда его спрашивали, что там он пишет, он отвечал: «Военная тайна».
Реб Зуша умер в Суккот 5747 (1986) года в общественной сукке возле 770.
Материал из
Хабадопедии