«Война - это великое дело государства, путь к выживанию или гибели.
Это нужно тщательно взвесить и обдумать»
Сунь-Цзы “Искусство войны”
Начиная читать трактат «Искусство войны», который лет на 500 старше Библии, думал что будет написано то что мне известно. На деле оказалось, что в трактате описаны истины, фундамент стратегий, и вещи которые я еще не смог осознать. Книга, предназначенная для полководцев может быть полезна не только для военные, но и политиков, дипломатов, менеджеров. Кстати фирму сейчас рассматривают как боевую единицу принимающую активное участие в боевых действиях на рынке конкуренции, а значит военная стратегия и тактика к ней применимы в полной мере.
Правила описанные в ней просты, как и все гениальное. Это жизненный опыт помноженное на практичность и умение видеть на много шагов вперед. Изменилось вооружение, дипломатические ходы порой дьявольски хитры, но как говорится - все новое это давно забытое старое.
Большинство заповедей можно использовать, и сейчас, поражает холодный расчет, ясность мыслей и беспощадность к врагу.
Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой - как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
- «пути» (единодушия народа и верхов),
- «неба» (соответствия времени),
- «земли» (соответствия месту),
- «полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью - синь и гуманностью - жэнь),
- «закона» (организованности и дисциплинированности).
Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:
- наличия у правителя дао,
- наличия у полководца способностей,
- постижения особенностей неба и земли,
- осуществимости законов и приказов,
- силы войска,
- обученности командиров и солдат,
- ясности наград и наказаний.
В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.
Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны - сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.
Идеальная победа - подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.
Сун Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.
Отличная книга, особенно в плане теоретизации практических наставлений, особенно для своего времени. В ней описываются основные стратегии противостояния массовому (не личному) противнику, и управления массовым подчиненным. Эти методы можно применять очень широко, хотя чтобы успешно применять их. Хочу рассмотреть несколько наставлений Сунь Цзы:
«Ищи ее подлинную природу». Форма непостоянна и обманчива. Искусство войны состоит из пяти основных элементов, но комбинации их бесконечны. В целом трактат китайского стратега производит впечатление своей комплексностью и философским подходом. В основе, которого лежит многранность личности полководца. Это и умение оценивать, планировать, изучать; это и искусство стратегического мышления, управления людьми; это и умение быстро принять решение, и перевести это решение в фазу активных действий, которые снова в свою очередь включают оценку и управление.
«Война - это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительн далеко, создавай впечатление, что она близко». Основной смысл что не нужно показывать свои конкурентные преимущества. Это дает информацию твоему конкуренту. На основе этого он может пересмотреть существующее положение, в котором уже не вы будите лидировать. Враг расслабленный и думающий что у него все под «контролем» лишен бдительности и не готов к «бою».
«Подчинить армию врага не сражаясь - вот подлинная вершина превосходства». Победить без боя - истинное мастерство. Для этого нужно чтобы ваше положение до сражения было очень сильное, механизм - стратегическое планирование. Кроме этого много решает дипломатия и переговоры, война это всегда издержки, убытки, потери. Нужно пытаться победить без боя.
«Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении». Чтобы победить нужно изучить и проанализировать как себя (войско, фирму и т.д.) как систему, так и врага. Не зная себя и врага победить не возможно, вы не знаете на что ориентироваться, какие есть слабые и сильные стоны.
«Таковы пути, которыми побеждают. Но о них нельзя говорить наперед». По ходу трактата китайский стратег постоянно дает понять, что следование шаблонам недопустимо. Искусство войны состоит из искусства быть неожиданным создавать неисчерпаемые комбинации стратегических и тактических решений. А если Сунь-Цзы и приводит готовые решения, то только как пример использования на практике того или иного тактического подхода. Ну а шаблонные действия, что на войне, что на рынке могут привести к весьма печальным последствиям.
«Стратегическую мощь можно увидеть в натиске сдерживаемй воды, переворачивающей камни. Действие можно видеть в нападении хищной птицы, разбивающей кости своей жертвы». Стратегическая мощь - это единые действия всей системы, которые позволяют достичь намеченной цели. Обладающий стратегической мощью «бьет» в одну точку, его действия спланированы, точны.
«Так, тот, кто не знает замыслов удельных князей, не может наперед заключать союзы. Тот, кто не знаком с горами и лесами, ущельями и впадинами, формой болот и низин, не может вести войско». Чтобы двигаться вперед и быть эффективным нужно анализировать внешнюю среду, знать возможности и угрозы внешней среды.
Трактат учит нас фундаментальным принципам дипломатии, стратегии, тактики и т.д. Думаю, что это должна быть настольной книгой каждого человека, который хочет быть успешном в современном мире.