Законодательные акты
Распоряжением от 8 сентября 2010 г. №1519-р Правительство Российской Федерации обязало Минфин осуществлять «государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» в электронном виде. В рамках плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти.
В данном документе описано 5 этапов реализации задуманного, с точки зрения практического использования наиболее интересны первые 3:
I этап - завершение размещения информации о государственной услуге и государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
II этап - завершение размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги (функции), и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде.
III этап - обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг (функций) представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Как шла подготовка и реализация?
В открытых источниках мне удалось найти немного... Есть отдельные заявления чиновников, например, 23 ноября 2010 г. руководитель ФНС России М.В. Мишустин во время посещения совместно с мэром Москвы С.С. Собяниным налогового городка заявил: «Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве начнет прием заявлений в электронном виде при регистрации индивидуальных предпринимателей в первом квартале 2011 года».
Приём заявок
начался с 15 марта 2011 г. Этот же сервис заработал через единый портал Государственных услуг - gosuslugi.ru.
Пришел день и я решил воспользоваться данным сервисом, не смотря на множество советов друзей, коллег и знакомых, которые рекомендовали «топать ножками в 46-ю налоговую - это будет быстрей». Многие вещи изложенные далее вероятно многим известны. Это в своем роде взгляд IT-шника на чиновничий аппарат.
Для начала, чтобы подать заявление нужна ЭЦП, просто активации на сайте через почту или очно не достаточно, нужно получить eToken брелок - цена вопроса 660 рублей, о чём писали на
хабре.
Мой опыт получения ЭЦП
Приехал в офис Ростелекома на Арбате в ~18:30 (приём населения идёт до 20:00). Очередь - человек 6, одно окно для получения брелоков и кода активации. На каждого человека уходит 15-20 минут, до ~19:00 приняли только двоих, после этого на волшебном окне появилась табличка «по техническим причинам...». Очередь продолжала расти, равно как и недовольство посетителей. Сотрудники Ростелекома очень вежливо рассказывали, что такое бывает довольно регулярно, причина: «физически не доступен сервер налоговой». «Сегодня, скорее всего, уже не заработает. Сделать мы ничего не можем, руководство в курсе.» Толпа людей у окошка была наверное уже человек 20. До конца рабочего дня действительно ничего не заработало, и все разошлись по домам. Однако на следующее утро я получил брелок без очереди и без проволочек.
Сайт Государственных услуг
После авторизации на сайте я составил заявление о регистрации физического лица в качестве Индивидуального Предпринимателя, система мне отрапортовала, что заявление принято и будет рассмотрено в установленный законом срок - пять рабочих дней.
Для подготовки заявления налоговая предлагает воспользоваться их
софтинкой, которая делает подсказки и валидирует результат.
Заявление я подал 13 июля. Наступило 26 июля, однако на сайте Гос. услуг ничего не изменилось - по прежнему красовалась надпись - «заявление передано в налоговую инспекцию № 46 по городу Москве».
Я отправился туда, вооружившись квитанцией с сайта, на которой были номер моей заявки и волшебная надпись: «Сообщите этот номер при личном обращении в налоговый орган».
Мне представлялась стандартная тикетная система, где любой сотрудник, имеющий доступ к базе, сможет по уникальному идентификатору сказать, что же случилось с моим заявлением в налоговой инспекции. Но это было не совсем так...
Номер заявки состоит из 2х цифр, разделенных тире. Первая цифра - это дата (ddmmyy), вторая цифра, как выяснилось позже, - это и есть искомый идентификационный номер, но с одной оговоркой - сотрудники налоговой о нем ничего не знают и найти его не могут (ну ...или не знают как?).
Налоговая
46 налоговая находится по адресу Походный проезд, вл. 3, рядом с МКАДом в ~20 минутах наземным транспортом от метро Сходненская или Тушинская. В силу обстоятельств, я туда добирался своим ходом. Дорога из центра заняла более полутора часов. До налоговой колоссальный пассажиропоток, весь наземный транспорт забит разного рода «курьерами», а центральные ворота по количеству проходящего через них народу напоминают вход в концертный зал перед началом концерта. Не зря это место называют «налоговым городком» - это N-ое количества корпусов, напоминающие здания Газпрома, с легким налетом избытка бюджета при строительстве.
Выбор места с точки зрения транспортной доступности, на сколько я знаю, ставит в тупик всех, кто туда приезжает впервые: узкая улочка, где вечная пробка; вдоль неё вереницы маршруток, припаркованных и стоящих тут же в пробке, в тщетных попытках «вывезти желающих».
На улице между корпусами и многочисленными указателями ничего связанного с «Государственными услугами» или ЭЦП я не нашел. Поскольку срок рассмотрения моей заявки истек, я решил идти в окошко выдачи документов Индивидуальным предпринимателям. Залов много, окон ещё больше, нужный зал №3, очередь «по талонам». Чтобы выбить себе талон нужно сходить в зал №5, постоять «в очереди для получения талона в очередь» =) Терминалов и информации явно не хватает.
Работа у сотрудников крайне тяжелая: нервные посетители + тонны бумаг, в которых нужна ювелирная точность. При этом они стараются быть крайне вежливыми, многие даже участливы. Несмотря на то, что окон много, принимают единичные: то ли с кадрами беда, то ли зарплаты смешные, однако проблем с помещением там явно нет.
И вот наконец моя очередь, протягиваю в окошко распечатку с номером заявления, в надежде узнать о её судьбе. Начинается самое интересное: множество вопросов - кто я? откуда? чего хочу? как получал ЭЦП? Учтивый сотрудник смотрит по базе - ничего: «Документов на Вас нет» - и отправляет меня к другому окну, но и там ничем помочь мне не смогли. После часа "скитаний по окнам", меня послали на 3 буквы - в ЦОД(Центр Обработки Данных) - «заявки приходят туда и 46 налоговая тут ни причем» - сообщила мне девушка в последней окне.
Поиски ЦОД`а немного затянулись, как оказалось их там 2: в основном здании и в здании 46й налоговой. Мне нужен был второй - это маленькая синяя металлическая дверь справа от главного входа. Три этажа вверх по лестнице и я уперся в молчаливого охранника в погонах, детектор и сканер «багажа» для поиска носителей информации. Никакого ресепшена тут конечно не было, как и справочной. Очень тихо и спокойно в противовес общим залам. Моему появлению удивились и молча дали распечатку внутренних телефонов. Отдел по нужной мне тематике и по стечению обстоятельств последний в списке, назывался он примерно так: «Отдел по обработке запросов к базе данных». Позвонил по установленному там ip телефону - Cisco System, руководителю отдела. На месте ее не оказалось, дама, поднявшая трубку, выслушала меня очень внимательно и даже участливо...
И так, я узнал много «нового»:
• «они» не вкурсе;
• отдел я выбрал «не правильно»;
• к кому обратится в ЦОДе, не знают;
• заявки на регистрацию обрабатывает 46-ая налоговая, нужно обращаться к ним, ЦОД тут ни при чем...
После длительных переговоров с ней, предоставления номера заявки, ИНН, ФИО и 2х часов проведенных на «ресепшене», мою заявку всё-таки нашли, но «приговор» был не утешителен:
• вы только не нервничайте;
• виновата 46-ая налоговая, поскольку не запросила у ЦОДа заявку;
• заявка просрочена, поэтому ее никто обрабатывать не будет;
• виноватых искать бессмысленно;
• сделать новую заявку или поправить эту мы не можем;
• проще подать заявление в бумажном виде... что, собственно, я и сделал.
На сколько я понимаю налоговая использует ЭЦП довольно активно и "ИХ" ЭЦП практически никак не соотносится с ЭЦП выдаваемой ОАО "Ростелеком", они лишь "принимают" подписанные заявки с Ростелекома. В остальном процедура аналогичная, поэтому этапы прохождения заявки можно посмотреть у налоговой на
офф. сайте.
Заключение
"Наша задача - обеспечить качественный и удобный сервис для граждан"
Министр финансов А.Кудрин
PS Может кто-то оказался более удачлив?
PSS на хабре пост 2 недели проходил премодерацию, так и не прошел =))