Ирина Жежко
Айн Рэнд на американском “Tea Party”: диалог консерваторов и радикалов Романы русской эмигрантки Айн Рэнд (Алиса Розенбаум, 1905-1982) “Атлант расправил плечи”, “Источник”, “Мы живые” были впервые переведены и напечатаны в России в 2005-2009 годах. Интерес к ним российских читателей вполне закономерен не только в рамках процесса “реабилитации” зарубежных русских писателей и философов, но и потому, что активная часть населения России, избавившись от морока большевистской идеологии, начала осваивать (восстанавливать) давно забытые индивидуальные ценности, среди них и ту, что Рэнд назвала “человеческая жизнь как высшая ценность, ее неприкосновенность”. В России появились новые общественные деятели, новые герои а-ля Рэнд, которые до этого не были популярны в русской культуре: Обломов был гораздо понятнее и ближе Штольца...
В силу мировоззренческой традиции русское общество в трудные времена всегда делало выбор в пользу государственничества и коллективизма, отказываясь от индивидуализма и либеральной философии. Отстаиваемые Рэнд ценности становятся все более востребованными на ее родине в XXI веке по мере того, как расширяется интеллектуальный горизонт и деятельный опыт новых поколений и появляются социальные герои нового типа.
Интерес к Рэнд в Америке, начиная с 1950-х, всегда был достаточно высок, однако он особенно усилился в последние два десятилетия. По результатам опроса издательского дома “Современная библиотека (ModernLibrary)” в 1998-м два ее романа-бестселлера “Атлант расправил плечи” и “Источник” вошли в список величайших романов ХХ века и обошли по популярности “Улисса” и “Человека-невидимку”. Только в 2008-м было продано больше, чем 800 тысяч экземпляров ее книг. В 2009-2010-м вышли десять мне известных новых книг о Рэнд, в том числе две ее новые биографии, не считая многочисленных статей, публикаций в Интернете и переизданий. Автор одной из новых биографий, Бернс, считает, что Рэнд сейчас гораздо активнее присутствует в американской культуре, чем при жизни. Дискуссия вокруг идейного содержания романов давно вышла за пределы Америки. Экономический кризис, распространившийся на весь мир, оказался на поверку кризисом экономических, социальных и политических идей, в котором каждому обществу и его интеллектуальной элите приходится разбираться самостоятельно. Идейное наследие Рэнд оказалось необычайно насущным в этом поиске.