В продолжение описания Валахии нельзя не остановиться на западной её части, именуемой Олтения. С самого начала валашской государственности Олтения постоянно рассматривается как что-то отдельное, как некая обособленная часть, дополняющая целое. Границами Олтении являются Карпатские горы на севере и северо-западе, Дунай на юге и юго-западе и река Олт на Востоке. Подозреваю, что у любого румына слово "Олтения" вызывает ассоциативный ряд в котором не в последнюю очередь присутсутвуют фенотипические особенности коренных жителей данного региона.
Олтян представляют себе как чернявых и поджарых людей. Чётких причин, объясняющих однозначно именно такой среднестатистический "фоторобот" олтян, наверное нет. Климат региона, конечно, способствует созданию такого фенотипа. Существуют также различные кривотолки на этот счёт, объясняющие чернявость олтян наследием, оставленным расквартированным здесь Иудейским Легионом Римской Империи. Но солидного научного доказательствя этому нету, хотя очень удивляет наличие домыслов такого уровня в довольно широких слоях.
Центром Олтении считается город Крайова, которая в переводе на русский означает не что иное, как "Королевская", от "край" - краль, король. Город этот издавна считается, да по сути и является, вторым городом Валахии, хотя до Бухареста ему, как и любому другому городу Румынии, как до Пекина раком. В этом смысле план Чаушеску по, так называемой, систематизации территории был выполнен основательно, но это тема для отдельного поста.
Ещё раз надо отметить, что Олтению рассматривают всё время как придаток Мунтении, как второстепенную часть Валахии, без самостоятельного прошлого, без отдельной исторической памяти, без опыта собственной государственности и т.д. Хотя, если смотреть по хроникам, точнее, по основной из них - "Брынковянской летописи"- Румынская земля именно с Олтении и началась. И первые господарские престолы были в Турну Северине и Стрехае.
За олтянами в общем, держится слава плутов, мелких воришек, хитрых, изворотливых, не очень трудолюбивых, болтливых, предприимчивых, но не по-крупному, людей.
Ещё считается, что это не очень урбанизированный регион и поэтому по многим своим манерам олтян считают деревенщиной и, как следствие, людьми с узким кругозором, а значит (ошибочно) не очень умными.
Названия уездов в Олтении, как и в Мунтении - происходят, в большинстве своём от названий рек, в долинах которых эти уезды располагаются. Есть даже два уезда с сокращёнными названиями: Горж - Горный Жиу и Долж - Дольний Жиу, хотя 99,9 населения этих уездов об этом не догадывается, не говоря уже об остальном населении Румынии. Но об этом я уже писал
раньше. А есть и уезд, который просто называется Долинка, т.е. Вылча.
Особого внимания также заслуживает румынский язык на котором говорят олтяне. Это единственный регион Румынии, где в разговорной речи используют простое прошедшее время. По этому "простому прошедшему" олтян и вычисляют, и даже называют это время "простым олтянским".
По этому "простому прошедшему", которое нет-нет да и проскользнёт в их речи, олтян могут вычислит в любом уголке мира. Реакция на "простое прошедшее" может варьировать даже у румын, от раздражения, выражаемого испепеляюще-удивлённым взглядом или нарочитым подражанием/повторением, до улыбки.
Будучи регионом не слишком индустриализированным, в сочетании с высоким уровнем рождаемости в сельской местности, Олтения, наряду с Молдовой, стала одним из основных поставщиков румынских человеческих ресурсов как внутри, так и за пределами Румынии.
Естественно, внутренняя миграция олтян сочеталась с миграцией их специфических привычек, обычаев и поведенческих шаблонов, которые не везде воспринимались одинаково. Если в старом королевстве это привело к слегка насмешливому отношению и созданию целого класса анекдотов про олтян, то в Трансильвании и Банате реакция была намного резче. Олтян рассматривали, как бедных родственников, желающих получить то, что они, в силу своего далеко не благородного происхождения не заслуживают. Последним примером могут послужить надписи расистского толка, появившиеся во многих общественных местах Тимишоары, например.
Как и большинство людей, живущих в сельской местности, т.е. близко к земле и к природе, олтяне не лишены артистического взгляда на вещи. Наверное, известнейшими в мире олтянами можно назвать Эжена Ионеско и Константина Бранкузи/Брынкушь.