Вот еще взгляд на Высоцкого и современное ему общество (
http://lev-semerkin.livejournal.com/483230.html).
Отвечая на рассуждения собеседницы о Высоцком и КСП (движении клубов самодеятельной песни),
lev_semerkin пишет:
<...> [У КСП] «восхищение собой и своим кругом», они сепараторы (фигурально выражаясь :), выделяют своих (интеллигентов) и маркируют общими метками "лыжи-костры-свобода-нравственность". В этом смысле и ВИА были сепараторами, выделяли молодежь - патлы, электрогитары, барабаны, любовь.
А Высоцкий - интегратор, он объединяет людей поверх всех барьеров - возрастных, социальных, национальных.
Вот в этом качестве он и мог стать государственным проектом <...>. И стал бы, если бы государство мыслило в таких категориях. Я согласен с Александровым, причина, что не стал, в государстве, а не в Высоцком.
Вы говорите "неуправляем" - да, но это и хорошо, неуправляемость - это одна из главных и даже неотъемлемая составляющая образа. Высоцкий был просто подарком судьбы, именно таким, цельным. Ведь я понимаю проект совсем не в том смысле, чтобы "управлять Высоцким" (направлять его, корректировать: про это пой, про то не пой). Культурный проект - это "посредством Высоцкого управлять обществом". Обществу необходим интегратор, объединяющий образ. Высоцкий - идеальный советский человек, то есть русский 20-го века, такой же, каким Пушкин был для России 19-го века и после. Ведь Пушкин был именно культурным проектом, и в СССР этот проект специально перезапустили в 37-м году, привязав к столетию со дня смерти (повод неподходящий, но уж какой был, времени не было ждать другой даты).
cos_music:
<...> Чтобы с явлением справиться, гонения вовсе не обязательны. Иногда проще показать пример, как можно прекрасно прожить без, что Высоцкий и сделал: продемонстрировал всем музыку без собственно музыки, и все возрадовались. И последовали.
Для любого нормального человек с гитарой на сцене - это Музыкант и Певец, а для тонкостей уже нужен и вкус и хоть какой-то опыт.
И теперь на высказывание "я - музыкант" обязателен вопрос: а чего поешь?
lev_semerkin:
<...> а еще он испортил технику игры на гитаре :)
<...>Высоцкий был созидатель, он разрушал себя и созидал образ и объединял людей (в том числе и всенародной любовью, она ведь была взаимной)
<...>
cos_music:
С появлением Высоцкого (точнее, "канонизацией" его в глазах общества еще при жизни) шансов на какой-либо основанный на музыке проект уже не было - суррогат в виде типа-пения под расстроенную гитару воспринимался как полноценная замена любой музыки, и мир бы не понял.
<...>
lev_semerkin:
Ход Ваших мыслей понятен, но Вашу позицию я никак не могу разделить, у меня совсем другое видение. У Высоцкого своя ниша, и он нисколько не мешает другой музыке. Во мне он прекрасно уживается и с бельканто, и с блюзом. Зачем толкаться - всем места хватит. Пусть каждый занимает свое место и делает хорошо свое дело, это никому не может испортить вкус. Вот если бы Высоцкий спел арию, Паваротти блюз, а Роберт Плант цыганочку - это было бы нарушением порядка вещей
Музыка в Высоцком не главное, но и его музыка мне нравится, он не играет на понижение. Тут могу вспомнить слова Адорно, сказанные про Вайля (когда Вайль с Брехтом сочиняли зонг-оперы):
"Вайль использует энергию нижнего пласта, чтобы прорваться в верхний, минуя средний". Это и к Высоцкому имеет отношение. Да, его музыка целиком находится в низовом слое, в самом низовом. Но он не лежит в грязи, не ныряет еще ниже, а рвется вверх. А Вы судите о нем с позиции того самого "среднего пласта".