Есть давняя статья С.Манскова “"Грязь" и "очищение" в поэзии Владимира Высоцкого (опубликована в “Studia Litteraria Polono-Slavica”, вып. 4. - Warszawa, 1999. В интернете -
http://vv.mediaplanet.ru/static/upload/MANSKOV1999.pdf)
Как и следовало ожидать, грязь в мире Высоцкого - негативный образ. Автор статьи отмечает, что грязь у ВВ связана большей частью с образами болота, дороги.
Она останавливает движение, жестко ограничивает направление движения.
“В «дорожных» песнях это направление задает колея <...>. Предначертанное движение в авторской художественной системе [Высоцкого] может быть просчитано как знак тоталитарного общества, где общее преобладает над частным, личность не свободна” (с. 379).
Неправда. Как ясно из текста одноименной песни, колея не является отрицательным образом, потому что в ней колеей названа не только общая, “чужая” дорога(Попал в чужую колею), но и свой, индивидуальный путь (Колея эта - только моя, // Выезжайте своей колеей). И эта особенность текста несет важнейший смысл: чужой или своей дорогу делает сам человек, его личное поведение. Это всё тот же ключевой у Высоцкого мотив личной ответственности человека за свою жизнь.
“Погружение в грязь горизонтально, несет собой потерю вертикали «небо/земля», где «земля = грязи» и несет собой статусную трансформацию лирического героя: оказавшись в грязи, лирический герой теряет определенную свободу и переходит в другой статус («живой/мертвый», «свободный/несвободный»):
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок -
И ударит душа на ворованных клячах в галоп…” (с. 379).
Как можно связать погружение в грязь с горизонталью, я понять так и не смогла. Тут чистая вертикаль, как ни крути. Ну да ладно, это мелочи. А вот где автор статьи увидел в “Яблоках” образ неба? Небо есть в рукописных материалах, но С.Мансков, судя по приведенному в конце статьи списку литературы, пользовался текстом РЯ, опубликованным в крыловском 2томнике, то есть спетым вариантом текста, в котором образа неба нет. А то, что рай традиционно располагается на небе, вовсе не означает, что там же он пребывает и у Высоцкого. Но автор статьи абсолютно уверен в этом, так как в другом месте пишет о том же: лирический герой Высоцкого “растянут между земным и небесным (Райские яблоки)” (с. 382). Безусловное наличие в “Яблоках” мотива неба - один из мифов, созданных пишущими о Высоцком. И, как всякий подобный миф, он еще более затуманивает и без того туманную картину этого сюжета.
Разбирая образ грязи у Высоцкого, автор статьи упоминает песок и различия между этими образами: у песка нет свойств грязи, которые превращают ее в негативный образ у Высоцкого:
“нет загрязнения, засасывания, торможения - песок становится полезным и ценным. В художественном мире [Высоцкого] песком тушат зажигательные бомбы на крышах (Баллада о детстве), песок - форма существования драгоценного (золото). Таким образом, песок не семантизируется „негативно", так как не разрушает мир, не загрязняет, не засасывает и не мешает движению. Напротив, он становится ценностной мерой вещей, которая полярна грязи, представленной с ним в одном ряду:
Если грязь и песок над тобою -
Знай, что жизнь золотые песчинки
Отмывает живящей водой” (с. 379-380).
На самом деле песок в мире Высоцкого - не позитивный, а неоднозначный образ. Вот он в негативном контексте:
Вот сейчас будет взрыв!..
Но мне не гореть на песке
А вот примеры, где сам песок прямо наделен негативными свойствами:
Я сам не поехал с тобой по пустыням -
И вот мой оазис убили пески.
Путника во тьме прижучим,
Свалим - и в песке зыбучем
Пропесочим и проучим!
В связи с мотивом очищения С. Мансков пишет прежде всего о бане. Интересно его замечание по поводу “Баньки по-белому” и “Баньки по-черному”:
“перерождение лирического героя в другую ипостась и особенность пространства бани (горячее, замкнутое, влажное) позволяет говорить об изоморфности бани и утробы в мире Высоцкого” (с. 383).
Упоминается и душ, который
“в мире Высоцкого не является самостоятельным способом очищения, так как он локализован в пространстве бани и является носителем тех же свойств в отношениях «статика/динамика»” (с. 383).
Неверное утверждение. Душ у Высоцкого не привязан к бане, он существует в текстах ВВ и как самостоятельный образ:
Холодный душ из нефти принимал.
Копоть, сажу смыл под душем
Трезвея, он вставал под душ,
Изничтожая вялость, -
И бесу наших русских душ
Сгубить не удавалось.
Не часто с душем
Конечный этот пункт.
Моторы глушим -
И плашмя на грунт.
С.Мансков совершенно прав, указывая причину позитивности образа душа у Высоцкого: “Падающая, движущаяся вода способна очистить лирического героя. Эта способность характерна для литературы XX века: ранее движущаяся вода ассоциировалась только с природными явлениями. Традиционная классическая баня душа не имела, и вода, хранящаяся в бочках, считалась «поганой» (застойной)” (с. 383. Выделено мной. - Л.Т.).
Высоцкий в согласии с традицией противопоставляет “грязи” “чистоту”. По мнению С.Манскова, в мире Высоцкого чистота - “знак духовного” (с. 378), а снегу, как одному из образов чистоты у ВВ, тоже в соответствии с традицией, присуща “чистота и духовность” (с. 378).
Вовсе нет. Снег у Высоцкого - очень неоднозначный образ.
И свято верю в чистоту
Снегов и слов.
Это не о чистоте снега, а о надежде на то, что он на самом деле чист, а соответственно, и о сомнении в том, что так и есть.
Ну а в данном контексте -
Она была чиста как снег зимой.
В грязь - соболя, иди по ним по праву.
Но вот мне руки жжет ея письмо -
Я узнаю мучительную правду... -
“чистый снег” несет смысл видимого, в противовес реальному, сущему.
Снег без грязи - как долгая жизнь без вранья.
Это о нереальности, точнее - о краткости беспримесного. Чистый снег - символ мимолетности (“И писал ей стихи на снегу. // К сожалению, тают снега” - прямое выражение этого мотива), а в художественной системе Высоцкого краткость, невозможность длительности - отрицательная характеристика любого состояния.
Казалось бы, в подобной ситуации образ вечного снега должен иметь позитивный смысл, но вот нет же:
А моя печаль, как вечный снег,
Не тает, не тает.
И наконец:
Здесь такой чистоты из-под снега ручьи…
Вот он, смысл безусловной чистоты, в прямом соседстве и соотнесенности со снегом. И этот смысл, как видим, несет не снег, который лишь покрывает землю, а свободно движущаяся вода, текущая - из земли…
Всё, что спел и написал ВВ, тесно связано с традицией. Но всегда присутствует некий сдвиг, он и есть ключевой момент, определяющий смысл текста Высоцкого…