ВОВСЮ ГЛЯДЕЛ...
Высоцкий в своих текстах часто создает ситуации, когда за действующими персонажами кто-то наблюдает. Зрители у Высоцкого самые разные:
- трус
Ты увидел, услышал - как листья дрожат
Твои тощие, хилые мощи.
- грубиян
Что же ты, зараза, бровь себе подбрила,
Для чего надела, падла, синий свой берет
- восторженный
В тот вечер я не пил, не пел -
Я на нее вовсю глядел...
- мрачный
Я заглядывал в черные лица прохожих -
Ни своих, ни чужих.
"Черные лица прохожих" - это не мир, как он есть, это взгляд героя на окружающую его жизнь. В текстах Высоцкого мы в первую голову видим человека сквозь призму его восприятия жизни.
"... образ города в песне Высоцкого ["Так оно и есть...", - Л.Т.] ничем не отличается от тюрьмы. Он столь же мертвен, пылен, расплывчат, как и лагерь. <...> Высоцкий сопоставляет свободу и несвободу и обнаруживает их абсолютную тождественность" (Рудник Н. Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого. - Курск, 1995. С. 45).
Ничего подобного! Не Высоцкий, а его герой "сопоставляет" и "обнаруживает".
Думал я - наконец не увижу я скоро
Лагерей, лагерей.
Но попал в этот пыльный расплывчатый город
Без людей, без людей.
Бродят толпы людей, на людей не похожих,
Равнодушных, слепых, -
Я заглядывал в черные лица прохожих -
Ни своих, ни чужих.
Так зачем проклинал свою горькую долю?
Видно, зря, видно, зря!
Так зачем я так долго стремился на волю
В лагерях, в лагерях?
Это не о городе, в который вернулся герой, а о том, каким он ощущает этот город. Вернее так: "верхний" слой смысла - о восприятии героя, а "про жизнь", то есть насколько его восприятие адекватно, - под спудом, до этого слоя докапываться надо.
Прежде всего эта песня - о человеке, потерявшем ощущение жизни, ее запаха, цвета, вкуса. ПЕРЕСТАЛ РАЗЛИЧАТЬ - и для него вся жизнь слиплась в один комок. Ведь смотрите: хоть встарь, хоть во времена поновее не все, кто ходил вразрез, кончили жизнь "на фонарях". А уж про поголовное наказание воров и говорить неловко... :) Да вот и с людьми у героя выходит нескладно: то, говорит, город "без людей", и тут же, без перехода, - "бродят толпы людей". У Высоцкого, виртуозно владеющего словом, такой повтор, да еще подряд, не может быть случайным.
Мое толкование может оказаться верным или нет, не в этом дело. Стиль Высоцкого таков, что в попытке понять смысл надо опираться не на "общее" представление о тексте, а на его конкретные особенности, прежде всего языковые.