РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ (ХХХІV)

Nov 14, 2016 22:07


Глава 16. Герой
В дилогии Высоцкого “Очи черные” герой мучительно ищет не место, где люди как люди живут, не край, где светло от лампад, а путь к возмужанию. Мир в его нынешнем ощущении - мужской мир, и это не естественное его состояние (конечно же, неслучайно здесь возникают гомосексуальные обертоны). Герой чувствует, что реальный мир устроен как-то иначе. Это неведомое, но уже ощущаемое, тоскуемое “нечто” - Жена, Дом. Не тот, в который он попал, а настоящий. Драма дома из “Очей черных” - в невзрослости его обитателей-мужчин. Взрослые по возрасту, они по своему ощущению мира и отношению к нему - подростки, юнцы. Пацаны из подворотни. Потому и нет в этом доме женщин. Потому и хаос повсюду: в доме пол покат да иконы в черной копоти, в душах героев - тоска и маета, а скатерть и стол - символ прочности, защищенности, уюта, достатка - разделяет нож, знак опасности, угрозы, уничтожения. И в “МАЗ-500” та же тема.

Ищу я выход из ворот,
Но нет его - есть только вход, и то не тот.
Это те же муки возмужания, которое в художественном мире Высоцкого символизирует поиск и переход от ощущения чисто мужского мира к миру, в котором царят мужское и женское начало.

Для Высоцкого лад, гармония - это единение двух стихий. Динамики и статики, дороги и дома, материального и духовного, мужского и женского. Их единство есть ось мироздания, основа художественного мира Высоцкого.

В РЯ мужчина, а не женщина добывает яблоки. Вопреки библейскому сюжету-прототипу, но согласно законам мира Высоцкого, в котором инициатива, физическое действие, движение - мужское дело, а дело женщины - ждать. Мужчина у Высоцкого в точном соответствии с традицией связан с динамикой - движением, дорогой, а женщина - опять же традиционно - со статикой, ожиданием, домом. Дорога без Дома - путь без цели. Дом без дороги - клетка, тюрьма.

Не к мадонне прижат ... а к стене... [Р1-3об]
Мадонна, женщина - это стена, защита. Настоящая женщина в мире Высоцкого - защита для мужчины. Это и в “Яблоках”, и в “Белом вальсе”, и в “Ой, где был я вчера...”. И в дворовой “До свиданья, Таня...” Он терпит обиду потому, что хочет выйти, ему теперь - не то что раньше - есть куда возвращаться (вспоминаете “Бодайбо”?).

Но настоящая женщина - защита для мужчины не сама по себе, а в паре с ним. Спасительность целостного мировосприятия выражена у Высоцкого в гармонии мужского и женского начал.

Дорогу, которую герой Высоцкого искал весь свой долгий путь от “Бодайбо” через “Корабли”, “Мою цыганскую”, “МАЗ-500”, “Купола”, “Очи черные”, десятки других песен, он нашел в “Яблоках” и прошел ее до конца. Художественный мир Высоцкого, явленный в “Бодайбо” в запредельно свернутом виде, в “Яблоках” раскрылся полностью.

Взросление - главная тема Высоцкого, человека и творца. Высоцкий-художник решил эту задачу, герой “Райских яблок” получил свой трофей. “Яблоки” - песня о возмужании, превращении юнца в мужчину, мальчика - в Мужа. В конечном счете это сюжет о приведении в согласие видимого и сущего, избавлении от мифов, восстановлении естественной картины мира, обретении гармонии.

Работой души, мужая, герой Владимира Высоцкого гармонизирует образ мира в своей душе, из хаоса творит космос и показывает путь нам.

(Далi буде https://about-visotsky.livejournal.com/221609.html)

-дом, -космос (порядок)/хаос, "Корабли постоят и ложатся на курс...", "В сон мне - желтые огни...", "Очи черные", -мужское/женское, -динамика/статика, -защита, -детство/взрослость, "До свиданья, -дорога, -нож, "Я когда-то умру..." (Райские яблоки), "Ты уехала на короткий срок..." (Бодайбо, книга "Райские яблоки", -естественное/противоестественное, "Ой где был я вчера...", -видимое/сущее, "Какой был бал!" (Белый вальс), -гармония, -Источники (записи и рукописи), "Как засмотрится мне нынче..." (Купола), ограда/преграда/стена, -ожидание, -женские образы, Таня...", -Миф/демифологизация, "Я вышел ростом и лицом..."

Previous post Next post
Up