райские яблокиext_5167254August 7 2019, 13:35:30 UTC
Прошу извинить меня за непрофессиональный ассоциативный подход. Но у меня получилось именно такое толкование, и оно выглядит логичным. Биографы В.Высоцкого сходятся во мнении, что Высоцкий очень переживал тот факт, что его не принимали в Союз писателей СССР. Он считал, что эта позиция укрепит его статус, признание и будет соответствовать его реальному масштабу. И бело-розовые яблоки о которых идет речь - это блага. Исполняя «Райские яблоки», Высоцкий один раз даже делает акцент на том, что «яблоки» - это блага (как материальные, так и нематериальны) он фразу (я благ) произносит, как Ябла(к). В более ранних неустойчивых вариантах звучит яблоки и бабки, т.е. деньги. И в более ранних версиях герой Высоцкого (некий русский Одиссей) стремится попасть в рай для куража - удовлетворить личные амбиции и покуражиться (раскидывать блага на право и налево «по облакам). Но чтобы герою Высоцкого (и это не обязательно он сам - возможна лишь реконструкция событий с помощью героя похожего на него, которому он симпатизирует) попасть в «номенклатурный рай» необходимо пойти на компромисс - отказаться от идеалов, изменить своей музе, творчеству. Т.е. скакать в «рай» не на своих конях, а на ворованных клячах конь здесь в смысле «пегас» - крылатый конь, любимец муз. А смерть здесь не физическая, а гражданская. Т.е. он должен был предать своих друзей и свои идеалы. Почему умереть от удара ножа? Да потому что удар ножом в спину предательский удар. Так проще сказать самому себе: «Смотри ведь тебя же предали (близкие друзья) - а почему не можешь предать и ты?» - «красиво завалиться набок». Но попав в «номенклатурный рай» герой понимает, что это бездушная пустыня и члены Союза писателей (на момент написания написания текста «Яблок…» их было около 7000 человек - в «Яблоках» не случайно указана цифра 5000. Почему 5000? Во-первых уход от прямых ассоциаций на случай чего. Союз писателей СССР безропотная инертная масса, которой не позволено самим брать яблоки из райских кущ. Их (блага) им распределяют - Петр и его стражники. А те - кто пренебрегают номенклатурными правилами получают пулю в лоб. Поэтому увидев то, что номенклатурный рай статусней, но скорее похож на Ад. Это Рай реально не дает возможностей творчества. Герой начинает приводить в порядок своего Пегаса т.е. избавляет его от репьев, которых понацеплял во время пути в Рай. Т.е. опять делает свою поэзию честной и творческой - не зависящей от номенклатурных требований. Но раз уж получилась такая оказия, герой решает хапнуть благ, но не для себя - для своих близких. Т.е. яблоки (блага) направленные на добрые цели - уже не холодные и бездушные, а отогреты его теплом и добротой. Но герой Высоцкого был замечен стражниками и убит (опять не физически) - он был изгнан из номенклатурного рая и смог утаить всего лишь пригорышню яблок, которые он и везет своим близким. Святой Петр, который открывает засов в «номенклатурный писательский Рай» Демчев Петр Нилыч - министр культуры СССР в 1974г. На фото хорошо видно, что у него хорошо узнаваемые «впалые щеки».
Re: райские яблокиabout_visotskyAugust 10 2019, 04:06:53 UTC
Тут дело не в профессии. Автор обращается ко всем, кто его читает, слушает. И каждый понимает его по-своему. Вы так поняли текст, и с этим, как с Вашим личным пониманием, не о чём спорить. Разница между Вашим подходом и моим в том, что я пишу не о том, как поняла этот текст я, а на основе анализа текста показываю, КАК ПОНИМАЛ "ЯБЛОКИ" АВТОР, какой смысл вкладывал в него сам Высоцкий. Для этого есть единственный путь: анализировать все составляющие текста В КОМПЛЕКСЕ, в связи друг с другом, чтобы толкования разных образов, фрагментов сюжета сочетались, чтобы между ними не было противоречий. Мне кажется, в данной книге это удалось.
В Вашем понимании "Яблок" есть противоречия и неточности. Например, Вы говорите о пяти тысячах, а у Высоцкого - "тысяч пять", это не одно и то же, смысл приблизительности теряется. Ещё Вы говорите о Пегасе, а в "Яблоках" не один конь, их двое или трое. В Вашем толковании не учтены и другие смыслы, например, то, что в середине текста герой собирается красть райские яблоки для друзей и жены, а в конце везёт их только жене (а точнее, ей), друзей в конце нет...
Но повторю, это всё - если рассматривать Ваше толкование с точки зрения его соответствия тексту "Яблок" как художественному целому, то есть объективно. Как с субъективным пониманием, с ним спору быть не может.
Биографы В.Высоцкого сходятся во мнении, что Высоцкий очень переживал тот факт, что его не принимали в Союз писателей СССР. Он считал, что эта позиция укрепит его статус, признание и будет соответствовать его реальному масштабу. И бело-розовые яблоки о которых идет речь - это блага. Исполняя «Райские яблоки», Высоцкий один раз даже делает акцент на том, что «яблоки» - это блага (как материальные, так и нематериальны) он фразу (я благ) произносит, как Ябла(к). В более ранних неустойчивых вариантах звучит яблоки и бабки, т.е. деньги.
И в более ранних версиях герой Высоцкого (некий русский Одиссей) стремится попасть в рай для куража - удовлетворить личные амбиции и покуражиться (раскидывать блага на право и налево «по облакам).
Но чтобы герою Высоцкого (и это не обязательно он сам - возможна лишь реконструкция событий с помощью героя похожего на него, которому он симпатизирует) попасть в «номенклатурный рай» необходимо пойти на компромисс - отказаться от идеалов, изменить своей музе, творчеству. Т.е. скакать в «рай» не на своих конях, а на ворованных клячах конь здесь в смысле «пегас» - крылатый конь, любимец муз.
А смерть здесь не физическая, а гражданская. Т.е. он должен был предать своих друзей и свои идеалы. Почему умереть от удара ножа? Да потому что удар ножом в спину предательский удар. Так проще сказать самому себе: «Смотри ведь тебя же предали (близкие друзья) - а почему не можешь предать и ты?» - «красиво завалиться набок».
Но попав в «номенклатурный рай» герой понимает, что это бездушная пустыня и члены Союза писателей (на момент написания написания текста «Яблок…» их было около 7000 человек - в «Яблоках» не случайно указана цифра 5000. Почему 5000? Во-первых уход от прямых ассоциаций на случай чего. Союз писателей СССР безропотная инертная масса, которой не позволено самим брать яблоки из райских кущ. Их (блага) им распределяют - Петр и его стражники. А те - кто пренебрегают номенклатурными правилами получают пулю в лоб.
Поэтому увидев то, что номенклатурный рай статусней, но скорее похож на Ад. Это Рай реально не дает возможностей творчества. Герой начинает приводить в порядок своего Пегаса т.е. избавляет его от репьев, которых понацеплял во время пути в Рай. Т.е. опять делает свою поэзию честной и творческой - не зависящей от номенклатурных требований.
Но раз уж получилась такая оказия, герой решает хапнуть благ, но не для себя - для своих близких. Т.е. яблоки (блага) направленные на добрые цели - уже не холодные и бездушные, а отогреты его теплом и добротой.
Но герой Высоцкого был замечен стражниками и убит (опять не физически) - он был изгнан из номенклатурного рая и смог утаить всего лишь пригорышню яблок, которые он и везет своим близким.
Святой Петр, который открывает засов в «номенклатурный писательский Рай» Демчев Петр Нилыч - министр культуры СССР в 1974г. На фото хорошо видно, что у него хорошо узнаваемые «впалые щеки».
Reply
В Вашем понимании "Яблок" есть противоречия и неточности. Например, Вы говорите о пяти тысячах, а у Высоцкого - "тысяч пять", это не одно и то же, смысл приблизительности теряется. Ещё Вы говорите о Пегасе, а в "Яблоках" не один конь, их двое или трое. В Вашем толковании не учтены и другие смыслы, например, то, что в середине текста герой собирается красть райские яблоки для друзей и жены, а в конце везёт их только жене (а точнее, ей), друзей в конце нет...
Но повторю, это всё - если рассматривать Ваше толкование с точки зрения его соответствия тексту "Яблок" как художественному целому, то есть объективно. Как с субъективным пониманием, с ним спору быть не может.
Reply
Leave a comment